Взялся за гуж – не говори, что не дюж

Главная / Новости / Местная власть / Взялся за гуж – не говори, что не дюж
07.03.2013

   Буквально несколько лет назад предприятие «Автотранспортник» Сухиничского района гремело на всю область: сюда приезжали за опытом, ставили в пример – настолько был высок уровень обслуживания населения автомобильными перевозками и организации работы предприятия. К сожалению, в середине прошлого года на предприятии случился кризис: частыми стали срывы рейсов автобусных маршрутов, появился огромный поток жалоб от населения района, а само предприятие оказалось банкротом. И поскольку большая часть автоперевозок приходится именно на «Автотранспортник», неблагополучная ситуация на этом предприятии негативно сказывается на состоянии всей системы пассажирских перевозок в районе. А поэтому закономерно, что вопрос об организации автоперевозок был вынесен на повестку дня заседания Совета администрации МР «Сухиничский район» 28 февраля. По этому вопросу были приглашены руководители предприятий, осуществляющих перевозки в районе, дорожных организаций, служба ГИБДД. Разговор был жестким и вызвал жаркие обсуждения – говорили о наболевшем.

   Ситуация сложная, но не безнадёжная

   Автомобильные перевозки в Сухиничском районе осуществляют четыре частных предприятия. Три городских, семь внутрирайонных и три межрайонных маршрутов обслуживает ООО «Автотранспортник», три межрайонных маршрута - ООО «Межавтотранс», один городской и два сельских маршрута – ИП С.А. Селезнев, один городской маршрут – ИП Л.И. Ромашина.

   По информации заведующего отделом экономического развития администрации района А.Н. Сковородникова, за 2012 год всеми автотранспортными предприятиями перевезено 864 тыс. пассажиров, в том числе предприятием ЗАО «Автотранспортник» - 686 тыс. пассажиров.

   «Автотранспортник», помимо коммерческих перевозок, осуществляет и социальные перевозки, при которых правом бесплатного проезда пользуются пассажиры, имеющие социальные льготы. Это городские и пригородные перевозки. Затраты по ним дотируются за счет средств бюджетов различных уровней, в том числе и из местного бюджета. Помимо возмещения экономически обоснованных затрат из бюджетов всех уровней на убыточных маршрутах, «Автотранспортнику» оказывается и дополнительная помощь со стороны руководства района – так, для увеличения подвижного состава и снижения затрат на ремонт администрацией МР «Сухиничский район» были приобретены и переданы в аренду «Автотранспортнику» два автобуса. К сожалению, данные меры поддержки предприятия со стороны руководства района не спасают ситуацию. Было отмечено, что экономика этого предприятия неустойчива как по причине убыточности многих маршрутов, так и из-за серьезных внутренних недостатков в организации труда на предприятии. В течение последних трех лет по данным предприятия, подтверждаемых данными обследования пассажиропотока, произошло резкое снижение объемов перевозок пассажиров: в 2012 году на 23% (или 224 тыс. человек) к уровню 2010 года. Обследование пассажиропотока, проводимого отделом экономического развития, показало, что в связи с частыми срывами по отдельным маршрутам пассажиры стали отказываться от этих маршрутов, предпочитая либо другого перевозчика, либо меняя свой привычный маршрут движения. Так, на последних рейсах автобуса, идущего по маршруту ст. Главные – ст. Узловые, специалисты отдела фиксировали в салоне автобуса по всему пути следования от 1 до 3 человек! Закономерный итог – падение выручки предприятия. При этом надо отметить, что финансирование на покрытие убытков в последние три года из всех уровней бюджета осуществлялось постоянно без снижения сумм. Попытка предприятия в 2011 году передать на аутсорсинг (компании СПК «Сухиничский производственный комбинат») услуги по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава лишь усугубила ситуацию, увеличив более чем в два раза убытки предприятия. Анализируя возможности сокращения материальных затрат автобусного парка, А.Н. Сковородников констатировал, что, в первую очередь. это расходы на ГСМ, запчасти, резину, заработную плату (а она небольшая – в 2012 году составляла 11 тыс. рублей), расходы на амортизацию, налоговые отчисления. Эти расходы сократить невозможно, либо они диктуются рынком, либо установлены нормативными документами. А вот изменить величину расходов на общехозяйственные нужды предприятия вполне возможно, тем более, что их удельный вес составляет 34% в общем объеме расходов, и за 2012 год в сравнении с 2010 годом эта статья расходов увеличилась на 27%.

   Анализ хозяйственной деятельности ООО «Автотранспортник» выявил, что финансовое состояние предприятия характеризуется, как крайне сложное. Оно не является безнадежным, но требует принятия радикальных и незамедлительных мер по выведению предприятия из затяжного кризиса.  

   По мнению специалистов администрации района, это, прежде всего, решение вопроса по эффективному использованию имущества и грамотное ведение учетной политики. Так, например, суммы арендной платы – до 25 тыс. в месяц, выставляемые сторонним организациям : 20 междугородних автобусов «Межавтотранса» обслуживаются на площадях «Автотранспортника», - не соответствуют предоставляемым услугам, а потому львиная доля расходов на содержание базы падает на «Автотранспортник». Кроме того, отсутствуют ограничения в учете расходов по содержанию слесарей-ремонтников, сторожей, диспетчеров. Как точно подметил заместитель главы районной администрации А.С. Осин, «Межавтотранс» является концентратором прибыли, а «Автотранспортник» - «отхожим местом», куда складываются все затраты с двух предприятий по автоперевозкам.

   Во-вторых, необходимо вести работу с кадровым составом: вести обучение и подготовку специалистов, не допускать задолженности по выплате заработной платы – а это главная причина текучести кадров. В-третьих, развивать дополнительные виды услуг: экскурсионные и паломнические туры, обслуживание предприятий по доставке сотрудников к месту работы.

   Недопустимым назвал глава администрации района А.Д. Ковалев отношение руководства «Автотранспортника» и «Межавтотранс» к своему бизнесу и настоятельно рекомендовал ради спасения их бизнеса и улучшения ситуации в районе по автоперевозкам объединиться двум предприятиям в одно, как это было прежде. В случае, если ситуация по стабилизации автоперевозок не поменяется, в администрации района прорабатывается вариант обслуживания пассажиров с помощью других перевозчиков.

   Не канат тянуть, а делать добро

   Важную роль в обслуживании населения автомобильными перевозками играют индивидуальные предприниматели С.А. Селезнев и Л.И. Ромашина, которые создают конкурентную среду в отрасли автоперевозок, заставляя повышать конкурентов качество обслуживания пассажиров.

   К сожалению, как было отмечено на Совете администрации, некоторые просчеты в работе имеются и у этих перевозчиков. Так, ИП Ромашина не имеет подменного водителя, по этой причине во время отпуска либо болезни водителя пятый маршрут приостанавливает свою работу, чего нельзя делать в соответствии с договорными обязательствами. Кроме того, по мнению членов Совета администрации, зарплата водителя предельно низкая, а, соответственно, налоговые отчисления в казну района минимальные. Как сообщила позже Л.И. Ромашина, в её собственности находится только один автобус, который во время отпуска водителя находится на техническом обслуживании, проходит техосмотр. А что касается заработной платы, то она выше уровня прожиточного минимума.

   У ИП С.А. Селезнева имеются факты отклонения от основного маршрута и «подбор» пассажиров с рейсов других перевозчиков. Изменения же в маршруте движения в обязательном порядке должны согласовываться с администрацией городского поселения. В то же время, как не забрать пассажиров, которые не смогли уехать с другим перевозчиком в связи со срывом рейса?

   Есть претензии к автоперевозчикам и у глав администраций поселений. На 15-20 минут задерживается автобус на Богдановы Колодези и Фролово. Жители Верховой жалуются, что, если нужно доехать до поворота на Уколово, билет в кассе автовокзала пробивают до Мещовского поворота. Оказывается, остановка не внесена в паспорт маршрута. Согласование необходимо сделать на областном и федеральном уровнях. Необходимо обновить и вывески о расписании движения автобусов на остановках в городе и разместить их в сельских поселениях. Оставляет желать лучшего как внутреннее состояние салонов автобусов: вентилятор засасывает выхлопные газы внутрь автобуса, не поддерживается на должном уровне чистота салона, так и культура поведения водителей и кондукторов. Так, например, часто можно видеть картину, как на конечной остановке «Депо» из автобуса выбрасывается мусор прямо возле остановки.

   Держали ответ и автоперевозчики. Говорили о трудностях с эксплуатацией техники в зимнее время – в сильные снегопады, морозы, сложностях в работе, связанных с решением органов федеральной власти по установке на каждом автобусе системы ГЛОНАСС, тахографов, стоимость которых идет на десятки тысяч рублей. Бьет по карману и увеличение цен на ГСМ, запчасти.

   Спор между автоперевозчиками возник из-за накладок рейсов: в результате нарушения графика движения автобусов, как по объективным, так и субъективным причинам, транспортные средства различных перевозчиков приходят в пункт назначения в одно и то же время, убытки несет тот, кто пришел последним.

   Итоговую черту долгому разговору, а он длился более часа, подвел глава администрации МР «Сухиничский район» А.Д. Ковалев:

   - Мы должны делать доброе дело для людей, а не спорить друг с другом и перетягивать канат в отношениях. Если взялись за дело по организации автоперевозок, давайте его исполнять на должном уровне. Администрация района готова оказывать необходимую помощь. Но только совместная и откровенная работа руководства района и автоперевозчиков позволит не допустить сокращения муниципальных маршрутов и сохранить коллективы предприятий.

   К вопросу было решено вернуться во втором квартале текущего года.

   Елена ГУСЕВА.  

Просмотров: 1446

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос