Серпантины войны

17.02.2023
Серпантины войны
   Ветеран второй чеченской вспоминает о боевых буднях 
   Обрывы, пропасти, повороты под девяносто градусов. Трудный путь для того, кто с горами был знаком лишь вприглядку: по фильмам и картинкам в учебнике географии… Да ещё постоянные обстрелы. Так проходила служба военного водителя Павла Шлыка. 

   Со школы за рулём 
   Биографии людей порой похожи на дороги… Кому-то достаётся спокойный и ровный жизненный путь, гладкий, как скоростная трасса, а кому-то выпадает извилистый и непредсказуемый серпантин, по которому надо пробираться с опаской, надеясь лишь на себя. Вот и незатейливая поначалу биография паренька, родившегося в городе Клинцы Брянской области, оказалась насыщенной неожиданными виражами и опасностями. Когда Павлу было девять лет, семье пришлось срываться с насиженного места: после чернобыльской катастрофы город попал в зону радиоактивного загрязнения. Обосновались в Сухиничах. Здесь Павел окончил среднюю школу № 1. Когда встал вопрос о продолжении образования, попробовал поступить в военное училище. Не получилось, поэтому выбрал другую стезю: подал документы в техникум в родных Клинцах. Там благополучно получил корочки техника-механика и заодно водительское удостоверение, которое и сыграло такую большую роль в судьбе нашего героя. 
   – Водительские премудрости я начал изучать ещё в первой школе, – вспоминает Павел Николаевич. – Вот, пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности Василию Ивановичу Карловскому, который вёл у нас уроки автодела. В армии мне очень пригодились советы и маленькие хитрости бывалого водителя. 

   По собственному желанию 
   После техникума Павел Шлык сразу пошёл в армию. Уже имеющаяся специальность водителя сыграла свою роль: после КМБ (курса молодого бойца) уже набравшегося армейского опыта новобранца направили в мостовую бригаду, базирующуюся в подмосковной Кашире. На учениях солдаты занимались оборудованием переправ: наводили понтоны, строили малые мосты. А помимо этого Павел, получивший военно-учётную специальность водителя, занимался ремонтом и наладкой техники. 
   – За мной закрепили «Урал», – говорит Павел. – Поставили задачу подготовить автомобиль к выдвижению. То есть привести в исправное техническое состояние. Три месяца я занимался ремонтом этого «Урала», но так и не довёл машину до ума – отправился к новому месту службы. 
   Новое место службы – это база российских войск в Ханкале. Павел сам написал рапорт с просьбой о переводе в Северо-Кавказский военный округ, и в январе 2001 года молодой водитель оказался на территории Чеченской республики. База была открыта только в 2000 году и на момент прибытия Павла представляла собой палаточный городок. Не было даже стационарных казарм. 
   – Мы называли это место «пластилиновая страна». Днём грязь оттаивала и приобретала необычайно вязкую консистенцию. Там была не просто глина, а глина в квадрате: если быстро бежать, то можно было остаться без обуви: грязь словно засасывала сапоги, – вспоминая, улыбается Павел Шлык. – И ещё – постоянный звук отдалённой канонады. К нему привыкаешь и уже не обращаешь внимания, он идёт как фоновый шум. Хотя порой случались и нападения боевиков на Ханкалу, нас поднимали по тревоге. 
   В Чечне Павла Николаевича направили служить в отдельный батальон материального обеспечения во вторую роту подвоза боеприпасов. Опять дали неисправный «Урал» с зенитной установкой, предназначенный для охраны конвоев. Его было необходимо отремонтировать, и Павел поначалу занимался технической работой. А потом бойцу вручили ключи от КамАЗа, и состоялся его первый выезд за пределы базы. 

   На горных дорогах 
  – Этот рейс я никогда не забуду, – рассказывает Павел. – Колонна шла с охранением, было даже прикрытие с воздуха: над нами шли несколько вертолётов. И всё равно попали под обстрел. В первый раз было страшно. Страшно потому, что ты там только слышишь звук разрывов, но не видишь, что происходит: справа – гора, слева – ущелье, а спереди и сзади обзор закрыт машинами, идущими в колонне. Парнишка, шедший впереди меня, резко остановился, я вывернул, пытаясь объехать, и попал колесом в яму. Мой КамАЗ сильно накренился и задел кузов передней машины. Снесло тент, часть груза улетела в пропасть. Там метров, наверное, восемьдесят глубина… Да, страшно было, но сосредоточился, доехал, как надо. Когда по прибытии разгрузились, ко мне подошли наши бывалые водилы, накатили сто фронтовых грамм, сунули в руки кусок колбасы и поздравили с почином… 
   Таких рейсов за срок службы у Павла Николаевича было немало: старший сержант Шлык крутил баранку по чеченским серпантинам почти полтора года. Возил продукты, обмундирование, боеприпасы. Постепенно привык к обстрелам, набрался водительского опыта. К концу службы стал опытным профессионалом, способным не терять голову в любой экстремальной ситуации. Да и судьба хранила сухиничанина. Павел Николаевич рассказывает, как две колонны собирались проходить Аргунское ущелье. Колонна, в которой была машина Павла, должна была идти первой, но из-за каких-то бюрократических проволочек вышла второй с временным разрывом в полчаса. 
   – Через пятнадцать минут после начала движения послышались звуки стрельбы и взрывов. Нас сразу развернули, а потом стало известно, что на первую колонну было совершено крупное нападение, ребята погибли, – сокрушается Павел. – Много таких случаев было. Помню, ехали по Грозному. Я шёл третьим, и головная машина подорвалась на фугасе, погиб радист и заместитель командира батальона. 
   Со временем сопротивление боевиков стало менее интенсивным, они опасались нападать на колонны с мощным прикрытием. Конечно, обстрелы ещё продолжались, но они были уже мелкими. А в апреле 2002 года заместитель командира взвода старший сержант Павел Шлык, проходящий военную службу по призыву, был уволен в запас. 
   После демобилизации Павел поехал искать счастья на стороне, работал в Москве. Но через год вернулся домой в Сухиничи, женился. Сейчас Павел Николаевич работает пожарным пожарного поезда. В свободное время он помогает брату ремонтировать ноутбуки и телефоны в мастерской «Эксперт», строит дом, воспитывает сына Ваню. И с удовольствием ездит на своей легковушке, даже не вспоминая горные серпантины прошедшей войны… 

   Справка 
   Первая чеченская война – операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне (1994–1996 годы). Вторая чеченская война – контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона (1999–2009 годы). 

   Лада МАЛЫШКОВА Фото автора и из личного архива Павла ШЛЫКА
Просмотров: 2155

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос