Химия достижений

01.10.2022
Химия достижений
   Елена Михайловна Дончук – коренная жительница Сухиничского района. Здесь она родилась, выросла и уже более трёх десятков лет учит ребят отличать кислоту от щёлочи. Строгая хозяйка кабинета зельеварения из второй школы уверена, что главное – научить детей трудиться. 

   Школы детства 
   – Учителем я хотела стать с самого раннего детства. Мне нравились строгая атмосфера школы, классы с рядами парт, сосредоточенная тишина уроков… – вспоминает Елена Михайловна. – Первой в моей жизни была школа в колхозе «Победа». Это была ещё старая школа, стоявшая между Верховой и Уколово… 
   Ровная и чётко проведённая линия судьбы Елены Дончук пролегает между точками с названием «школа №…». И о чём бы ни зашёл разговор, это слово обязательно промелькнёт в речи учителя, ведь школа – основополагающее понятие в её жизни.
   – В нашем роду, насколько я знаю, педагогов никогда не было, – говорит Елена. – Мама была зоотехником, потом заведующей фермой, отец работал строителем. А я, окончив восьмилетку, твёрдо решила: «Буду учителем». Окончив с отличием восьмилетку, Елена переехала к родственникам в Сухиничи и поступила в среднюю школу № 2. Учиться в городской школе оказалось нетрудно, знания, полученные в основной школе, оказались крепкими, и усилия педагогов второй школы легли на хорошо подготовленную базу. 

   В духе советской школы 
   – Я училась у старых педагогов, составлявших славу сухиничского учительства советского периода. Директором была Алевтина Евгеньевна Ветхова, завучем – Энгелина Евгеньевна Белова. У нас вели уроки Элеонора Васильевна Денисова, Лия Михайловна Соловьёва, Александра Георгиевна Видикова, Екатерина Владимировна Семёнова… 
   Они создавали особую атмосферу второй школы, заложили традиции, которые существуют в этой школе до сих пор. Сколько лет уже прошло, а эта неповторимая атмосфера не развеялась, чувствуется до сих пор. 
   Встав из-за ученической парты, Елена отправилась в аудитории пединститута, чтобы потом вновь вернуться в школьные классы. Поступила сразу, на отлично сдав все три вступительных экзамена. В те времена для медалистов существовала льгота при поступлении: сдаёшь профильный экзамен на пятёрку – и уже студент. Но Елене не повезло, медаль она не получила. 
   – Я хорошо училась, у меня в аттестате было всего две четвёрки – это серебро. Но как раз в мой выпускной год выдачу серебряных медалей отменили, давали только золото, – Елена Михайловна сокрушённо улыбается и продолжает. 
   – Эта практика просуществовала несколько лет, потом серебряные медали в школы вернули, но я уже «пролетела». В институт все равно поступила, но жаль, что не осталось на память такого статусного сувенира. 
   Елена Михайловна поступила в КГПИ имени К. Э. Циолковского на химико-биологический факультет. Такому выбору поспособствовало совпадение двух характеров: характера учителя химии Екатерины Владимировны Семёновой и характера её ученицы Елены. 
   Жёсткая, требовательная Екатерина Владимировна оценила собранную, ответственную и аккуратную ученицу, склонную все задания выполнять на отлично. А Елена восхищалась высочайшим профессионализмом педагога: 
   – Все свои уроки я сверяю с уроками Екатерины Владимировны. Она никогда даже одним глазком не подглядывала ни в методички, ни в учебник, ни в конспекты: Екатерине Владимировне достаточно было лишь посмотреть тему урока, всё остальное она знала и помнила досконально. Я тоже могу войти в класс и начать урок без подготовки. Бывает, меняется расписание и приходится замещать заболевшего учителя: вместо урока математики вдруг спонтанно появляется урок химии или биологии. 

   Первые уроки
   – Как сейчас помню свой первый урок. Первая педпрактика в институте, калужская школа № 4, шестой класс, биология, тема «Виды корневых систем». Помню, как страх сменился спокойствием, помню одобрительные улыбки методистов. Появилась уверенность, что профессию я выбрала правильно, – вспоминает Елена Михайловна Дончук. 
   Студенческие годы пролетели быстро. Шёл 1987 год, ещё работал механизм распределения молодых специалистов. Елена получила направление в Немёрзскую школу. Пришла в районный отдел народного образования, и оказалось, что произошла какая-то путаница и в Немёрзках учителя химии не ждут. Зато перед самым началом учебного года осталась без учителя Глазовская школа. 
   – Александра Михайловна Лёвочкина предложила мне поехать в Глазово. Не скрою, я сильно обрадовалась: недавно построенная благоустроенная школа, близко от города, в колхозе кипит молодёжная жизнь. 
   Это кипение комсомольской жизни и привело к тому, что Елена Михайловна отработала в сельской школе только год вместо положенных по распределению трёх. Молодая учительница с энтузиазмом участвовала во всех комсомольских и пионерских мероприятиях от концертов до субботников. И сразу после того, как отгремел последний звонок, ей предложили перейти на работу в аппарат райкома комсомола. 
   – В школу приехал первый секретарь райкома комсомола Владимир Николаевич Алдонов. Он и предложил мне стать заведующей орготделом. Я тогда ещё, можно сказать, только искала себя, была ещё не очень зрелая, не совсем взрослая, поэтому согласилась, несмотря на то, что в стране уже вовсю шла перестройка и эта должность висела на волоске. Но как бы там ни было, два года я отработала в райкоме комсомола. И хотя с работой справлялась успешно, это дало мне понимание: не моё. Моё – школа, уроки, дети. Поэтому, когда в середине учебного 1990-1991 года мне случайно встретилась директор школы № 3 Екатерина Яковлевна Дёмкина и спросила, не хочу ли я вернуться в педагогику (ей как раз был нужен учитель химии и биологии), я с радостью ухватилась за эту возможность и с тех пор не изменяю выбранному в детстве пути. 
   И всё-таки работа в райкоме стала хорошей школой для молодого специалиста в плане становления личности, в плане становления как человека дела. Выработанные в процессе комсомольской работы психологическая устойчивость и умение находить общий язык с людьми всех возрастов очень помогли и в жизни, и в профессиональной деятельности. 
   В начале девяностых годов школа № 3 работала в две смены, в классах было по 35–40 учеников, и молодому учителю со стажем в один год пришлось бы очень нелегко, если бы не жёсткая практика комсомола… 

   В родной гавани 
   В школе № 3 Елена Михайловна проработала до 2009 года и всякий раз, попадая в стены второй школы, испытывала чувство чего-то родного и близкого. 
   – Я очень часто приходила во вторую школу. Здесь проводились заседания методического объединения учителей химии, приезжали читать лекции методисты института повышения квалификации учителей. А с 2003 года на базе второй школы проводился ЕГЭ по химии и биологии. И всякий раз, проходя по коридору, заходя в класс, где я училась у Екатерины Владимировны, испытывала ощущение, что здесь я у себя дома. И поэтому, как только представилась возможность вернуться, вернулась. 
   Четырнадцатый год учитель высшей категории Елена Михайловна Дончук работает там, куда так хотела вернуться. А весь педагогический стаж Елены Дончук – 33 года. Уже второе и даже третье поколение сухиничан приходит в кабинет химии, где властвует над пробирками и формулами строгий учитель, продолжающий традиции второй школы. 
   Уроки, дополнительные занятия, олимпиады – всё как и десятилетия назад. Меняются учебники, меняются методики, появляется в классах новейшее оборудование, но главным в учебном процессе всё равно остаётся учитель. 
   – Дистантное обучение, введённое во время эпидемии коронавируса, это очень хорошо показало, – говорит Елена Дончук. – Иногда достаточно пяти–десяти минут личного общения, и ученик осваивает тему. Дистанционные технологии не учитывают психологических особенностей ребёнка, а опытный учитель видит каждого ученика в классе и знает, какой подход применить. Кто-то из детей лучше усваивает информацию на слух, кому-то необходимо видеть текст, а кому-то нужны отвлечённые аналогии или модели жизненных ситуаций. 
   Елена Михайловна рассказывает, легко приводя примеры, как одно и то же понятие можно объяснить, используя мел и доску, простые реактивы или недавно поступившее в школу оборудование центра «Точка роста». Педагог восхищается открывшимися возможностями, но, слушая Елену Михайловну, понимаешь, что самые новейшие, самые навороченные приборы без учителя – всего лишь груда металла и пластика. Никакой цифровой гаджет не сможет дать полноценного образования, ведь это лишь дополнение к человеку по специальности «учитель». 
   – Учёба – это прежде всего труд, и главное в нашей педагогической деятельности – научить детей трудиться, а это можно сделать только личным примером, – уверена Елена Михайловна Дончук. – Я строга к себе и строга к ученикам. Кажется, что хороший учитель – это тот, который поймёт, простит лень, пожалеет. Поставит оценку повыше… Но уступчивость и чрезмерная доброта расхолаживает ученика, не даёт войти в рабочий ритм, задерживает взросление. Есть поговорка: «Строгость учителя лучше ласки родителя», и я считаю, что требовательный педагог быстрее выработает у детей работоспособность, дисциплинированность и умение не пасовать перед трудностями. 
   За педагогическое мастерство, творческий подход и достигнутые успехи в образовательной деятельности Елена Михайловна не раз награждалась почётными грамотами Министерства образования и науки Калужской области, отдела образования Сухиничского района. В 2022 году её фотография была занесена на районную Доску почёта «Трудовая слава Сухиничского района».
   Лада МАЛЫШКОВА Фото Юрия ХВОСТОВА 
Просмотров: 1228

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос