Маршрут «Потребность сердца»

Главная / Новости / Машина времени / Маршрут «Потребность сердца»
28.02.2022
Маршрут «Потребность сердца»
   Главные архитектурные доминанты Сухиничей созданы в благотворительном порыве 

   На добрую память 
   В последнее время большое внимание уделяется привлечению туристов в различные уголки Калужской области, разрабатываются необычные маршруты для путешествий по достопримечательностям нашей земли. Каждый населённый пункт ищет (и обязательно находит!) то, что может заинтересовать любителей поездок по родной российской стороне, в том числе и в рамках знакомства c образцами национальной архитектуры. 
   Но город Сухиничи стоит особняком среди большинства подобных городов. Его главные архитектурные доминанты, хотя имеют все признаки традиционного провинциального зодчества, принадлежат к другой группе объектов. Их создание было вызвано потребностью души, в благотворительном порыве, для оказания помощи людям и, возможно, необходимостью оставить добрую память о себе. 

   Главный храм Сухиничей 
   Самым почтенным по возрасту подобным сохранившимся объектом в Сухиничах является появившийся в 1770 году храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенный на средства тульского купца Пастухова (храмозданная грамота была выдана Архиепископом Амвросием Сарским и Подонским 12 августа 1763 года). Харитон Антипович Пастухов, один из богатейших купцов Тульской губернии, десятилетием ранее уже прославился среди верующих благотворительной деятельностью для храма Илии Пророка на своей родной земле. Неизвестно, насколько был велик его вклад в само возведение каменного двухэтажного здания в Туле, но именно там хранились пожертвованные им книги с дарственной надписью «для поминовения сродников». 
   Причины, по которым для второго своего пожертвования в храмоздательство Пастухов выбрал село Сухиничи, пока неизвестны. Видимо, существовали торговые или родственные связи, побудившие его вложить средства в это пережившее века благое дело. Удивительно, но вот уже более 250 лет над храмами, в возведении которых он принимал участие, не властно время: здания сохранились и принадлежат Русской православной церкви, в них звучат песнопения и молитвы, а по праздничным дням колокольный звон оглашает всю округу. 
   Кроме Пастухова и местные жители желали помогать приходу. При храме во имя Смоленской иконы Божией Матери с конца XIX века существовало приходское попечительство. В 1903 году число его членов составляло 10 человек, в 1905 году уменьшилось до 7 человек. 
   Среди частных жертвователей выделялись «сухиничский купец Иван Смоленов, его жена Елизавета Смоленова, сухиничская мещанская вдова Надежда Смоленова: первый за пожертвование Сухиничскому собору вещей на сумму 1 115 рублей и 6 копеек, вторую за сребро-позолоченые ризы на икону «Утоли моя печали» весом 10 фунтов, стоимостью 350 рублей, а последнюю за сребропозолочёные ризы на икону «Воскресение Христово» стоимостью 355 рублей, послано Архипастырское благословение». В 1900 году церковь получала на свои нужды деньги «с капитала, завещанного сухиничскими мещанами: Василием Ивановым Смоляновым – 2 000 рублей, Евдокией Федорищевой – 150 рублей, Ксенией Роговой – 50 рублей, и 1 000 рублей, пожертвованных Надеждой Арсениевой Смоляновой». 
   В «Калужских епархиальных ведомостях» за 1904 год сообщалась, что церковный староста мещанин Андрей Петрович Скандин (Скалдин?) пожертвовал 250 рублей на устройство в приделах собора 4-х заклиросных киотов и позолоту придельных царских врат и получил за это благодарность от Епархиального начальства.
   Кроме этого, в газете имеется ещё одно свидетельство: «9 апреля 1906 г года у нас состоялось торжественное чествование местного гражданина Ивана Степановича Смоленова за выдающееся усердие к приходскому соборному храму во имя Смоленской иконы Божией Матери, который в течение нескольких лет, украшая храм Божий на собственные средства, довёл его до полного благолепия, завершив пожертвования водружением на колокольню, вместо разбитого, нового в увеличенном размере колокола». За пожертвование 1 400 рублей на приобретение колокола купцу было преподано архипастырское благословение Его Преосвященства с выдачей свидетельства установленного образца. 
   В наши дни традиции благотворительности продолжились. В 2002 году старанием А.В. Огарёва, правнука служившего когда-то в храме протоиерея Сергия Захаровского, была восстановлена колокольня собора. Кроме него и другие прихожане города Сухиничи вошли в круг жертвователей сухиничского собора.

   Старообрядческий храм 
   Другим объектом для приложения благотворительных порывов населения Сухиничи стал старообрядческий храм на улице Лобачёва, ныне почти разрушенный и переданный на баланс Русской православной церкви. Стоит вспомнить, что до ХХ века строить храмы и часовни старообрядцам было запрещено. На общую молитву они собирались большей частью в моленных — зданиях без внешних признаков храма. Впрочем, внутренних признаков, кроме обилия икон и подсвечников, моленные тоже часто не имели. Устроить в собственном доме или общественном здании, не отличимом по виду от сарая, такое помещение было гораздо проще, нежели возвести храм или часовню. Существовала такая моленная и в Сухиничах, но в октябре 1895 года она сгорела. Удалось спасти только часть икон и четыре подсвечника. После пожара старообрядцам пришлось долгое время ждать новое помещение, пока калужский губернатор не уладил необходимые формальности с Министерством внутренних дел и не подписал разрешение. Разумеется, с условием, что внешний вид дома не будет меняться и близ моленной старообрядцы устроят брандмауэры – особые огнестойкие стены, мешающие распространению пожара. 
   В 1902 году упорнейшая семилетняя борьба за новую моленную завершилась, и на следующий год там был поставлен резной дубовый иконостас, а также устроен постоянный алтарь. Его освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Но уже указом 17 апреля 1905 года в России была объявлена свобода вероисповедания всех религий. Началось бурное строительство храмов, проекты для которых стали заказываться русским архитекторам, воплощавшим их с применением известных приёмов из разных стилей. 

   Надо отметить, что каждый храм строила на собственные средства конкретная община. Местная община называлась Сухиничско-Козельской, так как Козельск относился к приходу Сухиничей. В начале ХХ века (в 1910 году) старообрядческий приход только в самом городе вместе с деревней Бордуково составлял 2 453 человека при 6,5 тысячах общего населения города. 
   Новый храм в городе Сухиничи возводился на добровольные пожертвования по проекту московского архитектора Николая Георгиевича (Егоровича) Мартьянова в неорусском стиле. Он был из старообрядцев, окончил в своё время ремесленное училище. С 1906 года имел собственную частную практику. Строительство храма велось по плану и под наблюдением архитектора безвозмездно, при полной информационной открытости. До наших дней дошли подробные отчёты о сборе и расходовании средств на строительство и украшение храма, публиковавшиеся в старообрядческой печати. Прозрачность бюджета и целевое использование средств способствовали увеличению активности населения – люди понимали, на что тратятся их деньги и потому помогали своей общине. Управлением стройкой занимался совет попечителей, а принятие решений внутри общины осуществлялось путём голосования. Сумма пожертвования принималась любая. Отношения с государством при строительстве сводились лишь к юридическому оформлению собственности на приобретённые участки и получению разрешений на строительство. 
   Уже 20 июля 1914 года «… состоялась торжественная закладка нового каменного Казанского храма – того самого, что сохранился и сейчас. В город приехал епископ Павел (Силаев) с диаконом Маркеллом Кузнецовым из Калуги и стихарными. В богослужении участвовали священники Прохор Агешин (Хотисино), Феодор Пичугин (Гавриловка), протоиерей Илия Шелепов, недавно переведённый в Сухиничи». Кирпичная старообрядческая церковь Сухиничско-Козельской общины была освящена во второй половине 1920-х годов. 
   Церковь была закрыта в 1931 году, позже использовалась под склад типографии. Венчание четверика и верхние ярусы колокольни с течением времени были разрушены. Сухиничский храм стал, по всей видимости, последним в творческой дореволюционной биографии архитектора. После революции Мартьянов был репрессирован и отправлен в печально знаменитый КАРЛАГ, откуда уже не вернулся. 

   Дом призрения 
   Благотворительная деятельность по оказанию помощи нуждающимся и престарелым в Российской империи в конце XIX – начале XX веков процветала, хотя «В селах Калужской губернии не было ни одной богадельни, устроенной на общественный счёт. Практиковавшийся в то время сельскими обществами способ призрения своих односельчан (поочередное кормление по домам) часто не достигал своей цели и даже служил стимулом к дальнейшему попрошайничеству. Призреваемый не имел постоянного помещения, ежедневно переходил из одного дома в другой по очереди и довольствовался тем, что давал ему хозяин дома. Часто он не имел чистого белья, одежды и даже подвергался упрёкам в том, что не мог содержать себя <…> В Калуге и Калужской губернии к концу века было организовано 17 богаделен с общим числом призреваемых в 464 человека, существовало 20 благотворительных обществ». 

   Среди частных благотворительных заведений, созданных во второй половине XIX века, выделялась Сухиничская городская богадельня для 30 призреваемых (ныне – один из корпусов средней школы №1). Она была построена старообрядцем, царскосельским купцом 1 гильдии Петром Ивановичем Чубыкиным в 1880 году. Родом из Мещовска, по составлению приличного капитала, он поселился под Санкт-Петербургом. Прослышав о бедственном положении некоторых земляков, купец решил устроить богадельню, пожертвовав на это 75 тысяч рублей. Из пожертвованной П.И. Чубыкиным суммы 25 тысяч было выделено на постройку здания, обустройство комнат, кухни, покупку инвентаря, а 50 тысяч рублей «были положены на вечное время в государственный банк и на проценты с сего капитала в количестве 3 тысячи в год» содержались 30 призреваемых, систематически проводился ремонт здания и его помещений. 
   Надо вспомнить, что город Сухиничи был одним из центров раскольничества. Поэтому «…в богадельне содержались и старообрядцы. Немного, человека четыре или пять. Молиться вместе со всеми они не желали. Жили особняком. В старообрядческую моленную дойти им было не под силу по дряхлости. Исповедовал и причащал их старообрядческий священник, приходивший в богадельню сам. Если кто-то умирал, тут его и отпевали. Сухиничский купец Марин пожертвовал для старообрядцев из богадельни киот с пятью иконами». 
   После революции 1917 года, перед лицом неизвестности и будущих трагических событий отношение традиционной Церкви к старообрядчеству изменилось. В государственном архиве Калужской области сохранилось необычное для России «Дело о желании православных прихожан города Сухиничи принять участие в крестном ходе старообрядцев весной 1918 года». Для осуществления этого намерения жители нашего города обратились с прошением к епископу Калужскому и Боровскому Феофану, который в свою очередь не смог сам решить такой сложный и уникальный в своем роде вопрос, поэтому 5 марта написал напрямую Тихону, патриарху Московскому и всея Руси: «Имею честь просить Ваше святейшество предоставить мне право разрешить таковое участие, при этом считаю необходимым доложить, что в Калуге проживает даже старообрядческий епископ и при моём служении православную церковь наполняют обычно в большом числе старообрядцы – если церковь расположена среди проживания в ней и иной местности епархии старообрядцев, которых в губернии проживает значительное число». На такое необычное прошение было получено высочайшее согласие, совместный крестный ход состоялся. 

   Туристические тропы 
   Как видим, небольшой безуездный город Сухиничи славился своими большими традициями благотворительности. Хотелось бы посоветовать администрации города после успешного завершения проекта по благоустройству ключей обратить своё внимание и на создание туристического маршрута, связанного с популяризацией благотворительной деятельности и демонстрацией ярких примеров архитектурного наследия, сохранившегося на нашей земле. Возможно, стоит начать со строительства современной входной арки на подъезде к городу; благоустройства территории вокруг развалин бывшего старообрядческого храма в честь Казанской иконы Божией Матери по улице Лобачёва, примитивной консервации его руин; возможно, выделением в районном музее или где-то ещё помещения под оборудование образца палаты для проживания в богадельне прошлого века; издания буклетов с информацией и других мероприятий по продвижению уникального бренда. 
   Валентина ХАИРОВА, краевед Фото Юрия ХВОСТОВА
Просмотров: 993

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос