Речные волоки в Сухиничском районе

Главная / Новости / Машина времени / Речные волоки в Сухиничском районе
16.07.2023
Речные волоки в Сухиничском районе
   Не одно столетие только речные пути соединяли между собой населённые пункты, давая возможность передвигаться летом и зимой, обживать новые земли, наиболее быстро и с наименьшими затратами перевозить товары на большие расстояния. Историк В.О. Ключевский писал: «Трудно сказать, что было ближе русскому человеку, сама река или земля по её берегам. Он любил свою реку, при переселении река указывала ему путь... он жался к ней, на её берегу ставил своё жилье, село или деревню». Реки хранят в своей памяти историю многих поколений. 

   В ВЕРХОВЬЯХ РЕССЫ 
   Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе. Более того, по реке Рессе в стародавние времена проходил торговый путь из «варяг в хазары». А волоки, соединяющие две речные системы (Волжскую и Днепровскую), находились в её верховьях.
   Изучение именно этой темы изначально привёло в Соболёвку калужского краеведа Андрея Перепелицына, с которым нам и посчастливилось познакомиться ещё в позапрошлом году. Всё, что знали, мы тогда ему показали и рассказали. Очередная же наша встреча по теме торговых путей случилась уже летом прошлого года. Тогда мы с Андреем Александровичем отправились в соседнюю Дабужу, надеясь приблизиться к разгадке ещё одной тайны наших земель. Тамошние старожилы обещали поделиться любопытной информацией по теме волоков. 

   ИСТОКИ СВЯЗИ 
   Соболёвка и Дабужа связаны меж собой не только именитыми фамилиями местных землевладельцев и участием в начале разработок месторождений трепела, а ещё и водными каналами-волоками, по которым гружёные суда в прошлом переправляли в реку Рессу. 
   Эти места были частью Волжского торгового пути, соединявшего Европу и юг Евразии. Через Рессу, Угру, Оку и Волгу можно было попасть в Каспийское море. Каспий какое-то время соединялся с Аралом, образуя единое море, из которого был выход не только на юг материка, но и на восток «в арабы». 
   Ресский речной путь был, несомненно, важен. И во все века, пока на Руси осуществлялось речное торговое судоходство, правители хотели бы держать этот участок под контролем. 
   В том числе и по этой причине земли наши подвергались частым набегам недругов. Соболёвский Георгиевский монастырь, видимо, стоял на страже выхода в Рессу со стороны дабужских волоков. Эдакий таможенный досмотровый пункт. 
   Ведь не секрет, что изначально монастыри на Руси устраивались в неслучайных местах и служили, в первую очередь, для защиты и обороны. Практически в середине пути несла охранный пост Серпейская Городеченская пустынь. Выход же из Рессы в Угру был под присмотром Юхновского Дорогошанского монастыря. 

   ДАЖБОГОВО МЕСТО? 
   По местному поверью Дабужу назвали в честь одного из богов славянского пантеона – Даждьбога (или Дажбога). На старых же картах и в архивных записях помимо современного названия «Дабужа» встречаются ещё несколько модификаций: Добужа и Дабура. В первом случае всё понятно: гласную «а» изменяли на «о» и наоборот. По смыслу «как слышим, так и пишем». Второй вариант гораздо интереснее. 
   Если предположить, что это не ошибка, а возможное сокращение от славящей Солнце фразы «Да-БУдет-Ра», то связь со светлым божеством снова прослеживается. Вот и местные предания гласят о том, как люди, взывая к Дажбогу, просили дождя, чтоб волоки наполнились водой. Но, думается, если бы вся работа в те времена зависела от божественного настроя, постоянства в процессе волочения вряд ли удалось достичь. 
   Рассмотрим более призёмленные версии происхождения названия Дабужа. Буг/буга (буж/бужа) – это затопляемые весенним разливом низменные заросшие речные берега или лесная полоса. 
   В одном из источников сказано, что происхождение гидронима «буг/буж» предполагается от праславянского слова, также обозначающего топкое место или течение. Получается, «до-бужа» – участок до реки? А ведь географически-то совпадает. 

   ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА 
   О точной дате возникновения деревни Дабужи можно только гадать. Вероятно, это случилось, когда здесь впервые пролегли каналы и место до реки стали обживать первые поселенцы. Инфраструктура должна была быть развёрнута грандиозная как на дабужской земле, так и на соболевской: пристани для торговых судов (в том числе и на зимний период), ремонтные мастерские, кузницы, мельницы, склады, конюшни, постоялые дворы и многое, многое другое. 
   Здесь ещё один интересный момент, замеченный на старых картах. На правом берегу Рессы, на подступах южнее Соболёвки когда-то существовало поселение Волково. 
   А изначально, вероятно, ВолОково. Буква «о» обычно «проглатывалась» позже. Думаете, cовпадение? Но на карте 1824 года, в названии деревни Волок, что за Дабужей, также пропущена буква О. И там тоже получился – Волк. Но из местных преданий известно, что здесь существовал речной канал. К тому же, по берегам в соболёвском Вол(о)кове есть рвы, спускающиеся в реку. Большинство, конечно, уже затянулись от времени и пахоты. Однако на спутниковых картах можно разглядеть, как весной в них застаивается вода, и все они брали начало из речки ВолОки близ Дабужи. 

   Быть может, что и здесь проживал персонал, обслуживающий транспортные каналы? И ведь как интересно тогда получается: с обеих сторон Дабужу окружали поселения с говорящими названиями Волоки и Волоково. А Дабужа – золотая середина? Или солнечное и сухое дажбогово место (ибо Даждьбог – это ещё и повелитель солнечного света), перевалочный пункт, где можно «просушить вёсла», отдохнуть перед дальней дорогой? 
   Кстати, любопытное наблюдение. В Сухиничском районе есть ещё одна деревня с названием Волково, расположенная недалеко от Шлиппова. Вдоль неё тоже тянется огромный ров с ручьём Борщёвкой. А на старых картах здесь обозначена вереница озёр. Совсем недавно мы узнали, что недалеко от этого места у деревни Фурсово некогда стояла церковь, с которой, по воспоминаниям старожилов, была видна Калуга. В процессе поиска информации об этом месте оказалось, что в Бабынинском районе у деревни, заметьте, Волково (!) также находилась церковь, с колокольни которой Калуга была видна как на ладони. Случайность? Ну, возможно. Но это ещё не всё. Деревня Фурцево на старых картах изменяет своё название на… Курсово! А рядом с ней населённый пункт Светыч и Свечи. Хмм… Высокие постройки, с которых видно Калугу, Курсово не иначе как от слова «курс», Светычи и Свечи – явно от «света»…. Неужели это могли быть маяки? А ведь и правда, ночью же как-то передвигались по рекам. Вероятно, должны были существовать какие-либо ориентиры? Ну в самом деле, хватило же у предков знаний и умений соединять реки каналами. Отчего же не выставить вдоль них освещение? Эта всего лишь предположение, но тема, конечно, весьма любопытная. 

   ВОЛОК – ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? 
   Как написал в своей статье «Волок на волоке: загадки с непонятками» (Калужские губернские ведомости, номер от 03.02.2023) Андрей Перепелицын: «Из литературы известны намёки на то, что не такими уж простаками были предки: не тащили суда посуху, а рыли в популярных местах каналы через водоразделы, в половодье заполнявшиеся водой». Согласны с автором. В своих любительских изысканиях нам тоже попадались недвусмысленные указания на то, что ранее люди не «жили в лесу и молились колесу», как принято думать. И даже имели знания и технологии, не уступающие нынешним. А иногда превосходящие. Возможно, в организации системы здешних волоков именно такие инновации и применялись. 
   В связи с этим внимание привлекает старинное урочище Замох, расположенное за деревней Дабужей. Кроме того, что место это среди жителей считается гиблым, никаких подробностей о нём, к сожалению, добыть до сих пор не удалось. 
   Урочище от деревни отделяет бширное болото по низине. В нём просматриваются чёткие, ровные линии каналов. Из них и вытекает речка Волока. Она рукотворная, сомнений нет. Болото растянулось к юго-западу на несколько километров. Очень может статься, что некогда это было плотиной, запасным водохранилищем, «замыкавшим» Волоку. 
   Вообще, «замошье» означает заболотье. Ну, а может ли так статься, что название произошло от слова «замОк»? В нужное время жившие здесь люди плотину «отмыкали», и Волока становилась полноводной. C соболёвской стороны каналы заполнялись из Рессы, а с дабужской – из речки ВолОки. Достигаемый водный уровень позволял судам плыть. Получалась некая система шлюзов. И ведь для этого даже электричество не нужно. Процесс мог идти, так сказать, самотёком, по примеру «сообщающихся сосудов». 

   А БЫЛ ЛИ ВОЛОК? 
   Некоторые исследователи сходятся во мнении, что если бы суда с товаром таскали вручную, то не было бы торговли на Руси. И это неудивительно. Только попробуйте представьте всю масштабность этих действий. По рекам с началом сезона навигации в наших широтах (а это время примерно с середины апреля и по конец октября) устремлялся не один десяток судов. Их были тысячи. В том числе сплавлялись торговцы и из Европы. Как процесс волочения происходил, например, в весенне-осеннюю распутицу? Ведь под ногами месится грязь. И если уж лошади не выво-зили, то люди и подавно. Да вдруг ещё поскользнулся, упал, уронил брёвно, случился затор. Да гори они ясным огнём, эти лодки! Лучше славь богов, что жив остался. И вообще, какой толк от поперечных бревен, утопающих в болотистом грунте? Ведь они должны были катиться под судном, за счёт чего происходило передвижение. А ежели ещё и дождь? А поди как на неделю? И тогда работа останавливалась или нет? Торговцы простаивали, теряли драгоценное время, ожидая у «моря погоды»? Или волок от дождя наполнялся водой и все брёвна мигом вытаскивали на сушу, позволяя лодкам плыть? Вопросов возникает множество. И кажется, что без грамотного, технологически оформленного, процесса в этом деле действительно не обходилось. Да, несомненно, форс-мажоры могли случаться и приходилось как-то выходить из положения, подкладывая брёвна-катки, круглые камни, чтоб всё же сдвинуть судно с места. Ведь и реки со временем мелели… Но в конце концов, зачем рыть каналы, если предполагалось именно перекатывание плавсредств по брёвнам? Катить можно и в ровном поле, например. Ну а раз каналы всё же создавались, значит, изначально предполагалось заполнение их водой? Чтоб облегчить передвижение судов и экономить время в пути. 

   ЧЕМ ЕЩЁ ДОКАЖЕТЕ? 
   В верховьях реки Рессы находится живописная деревенька Тычёвка. 
   Местная жительница Татьяна рассказывает: 
   – Приезжали как-то, ходили, искали. Говорили, что именно здесь у нас через каменец тащили лодки из Дабужи и Зарницы (поселение юго-восточнее Соболёвки)». 
   Ещё один местный житель, ныне калужанин, Иван Михайлович Сафронов поделился воспоминаниями из детства: 
   – Раньше Ресса была намного шире и глубже. Мы плавали на плотах. Вода была чистейшая. Рыба водилась любая: щуки, карпы, ерши, караси, гольцы... Много раков. Помню, как с отцом их вёдрами ловили. А при разливе боялись скотину в реку пускать. Такие крутились водовороты! Даже как-то лошадь в них утянуло. Тычёвка же стояла выше по берегу, чем сейчас. Там место было... может, рельеф такой или ландшафт, что перед деревней суда, идущие по волокам, натыкались на какой-то бугор. Поэтому назвали деревню Тычёвкой». 
   И здесь можем найти подтверждение предыдущих слов Татьяны о том, что лодки шли с двух направлений. Потому что деревня Тычёвка стояла и стоит на правом берегу Рессы (восточное направление), а из Дабужи суда выходили на левый берег реки (с запада).
   На противоположном от Тычёвки берегу находится теперь уже урочище Беляевка, она же Белёвка, она же, как оказалось, изначально Бобылёвка. Можно подумать, что здесь селились одинокие мужчины-отшельники. Но «бобыль» – отнюдь не тождественно понятию «закоренелый холостяк». Бобылями раньше называли крестьянина, не имевшего земельного надела и работавшего батраком у чужих за еду. И если название поселения действительно произошло от «бобылей», то случайно ли они обосновались именно вблизи волоков, где можно было, работая, прокормиться? 
   Кстати, ещё одна Беляевка есть и недалеко от Соболёвки, но уже на правом берегу реки Рессы. Была ли изначально эта Беляевка Бобылёвкой нам пока доподлинно не известно. Но раз с восточного направления также волочили баржи, то такая вероятность сохраняется.
   Южнее же Тычёвки, там где из трёх болот берет свое начало река Ресса, а первоначально на старых картах на месте этих болот обозначено озеро, находится и другое село – Шибаевка. Сразу приходит в голову село на отшибе, потому и зовётся так. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. В архивных записях деревня зовётся ШАбаевкой. Шабаи – так в старину именовали перекупщиков, базарных барышников. И снова удачное расположение, ведь рядом Ресса и торговый путь с волоками. 
   Жительница Соболёвки Зинаида Дмитриевна Юдина припоминает: 
   – Когда в 1960-х годах я жила в Прохондеевке (ныне урочище южнее Соболёвки), старики рассказывали, что за селом овраг проходил, а в нём где-то место было, называемое «провал». По оврагу шёл путь. Торгаши лошадями таскали баржи из реки Волоки в Рессу. Так вот кони в этом провале топли, уходили чуть ли не с головой. А ещё за Прохондеевкой озеро было». 
   А вот по размерам барж можно попробовать определить, какой изначальной ширины были действующие волоки и сама Ресса в период навигации. Длина старинных судов была в среднем около 80 метров, нередко достигала и 100–110 метров. Ширина колебалась от 10 до 12 метров, а у самых больших была почти 15 метров. Значит, в среднем ширина волоков достигала 20 метров. А Рессы и того более – около 50–60 метров. Это при учёте того, что баржа должна вписываться в повороты реки, а суда, например, при выходе со встречных волоков должны смочь разойтись, не мешая друг другу. К тому же нам доподлинно неизвестно, происходило ли по Рессе обратное движение вверх по течению. И если на реке была «трёхполоска», значит, плюсом ещё метров 30 как минимум. 

   МНОГО ВОДЫ УТЕКЛО 
   Многие жители окрестных деревень ныне живущие и те, которые уже давно разъехались по городам, помнят практически одно и то же: как деды и прадеды в далёком детстве рассказывали, что Ресса раньше была гораздо шире и полноводнее не только при весенних разливах. Что по ней ходили баржи, сплавляли лес. Про волоки тоже упоминали, но тогда, будучи ещё маленькими, к этому не прислушивались и подробностей, к сожалению, уже не вспомнить… Но не кажется ли вам, что совпадений уж слишком много, чтоб усомниться в существовании в наших местах системы речных каналов, сплачивающих в единую структуру не только Дабужу, Соболёвку, Тычёвку, Шибаевку, но и ещё несколько десятков поселений вокруг? Мы же со своей стороны в реальности такого уверены. 
   Судя по воспоминаниям людей, волок не только существовал, но и действовал в последний раз, видимо, не так давно: в конце XIX века. 
   Более того, дабужские старожилы поделились воспоминаниями о барине, который нанимал на работу копать волок мужиков с лошадьми. Строил ли он новую ветку канала или откапывал старую – непонятно. Позже проложили железную дорогу, и этой задумке не суждено было сбыться. Но река Волока (она же канал – вОлок) вполне себе сохранилась. Её можно увидеть в Дабуже. В ней всё так же течёт вода. И, кстати, это любопытная достопримечательность. 
   С тех пор минули столетия, сменилась эпоха. И пусть затянулись от времени волоки. Не так густо заселены наши деревни. Однако по сей день, как и сотни лет назад, несёт свои воды в Каспий река Ресса. До сих пор множество нераскрытых тайн хранят старинные заросшие артерии-каналы, соединяющие собой реки, деревни, города и страны. Откроют ли они свои секреты? Всему свое время. Ведь кто ищет, тот всегда найдет. 
   Анна Чурючкова, краевед/ деревня Соболёвка
Просмотров: 1086

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Транзит через Сухиничи

    Орловско-Гжатский тракт и его влияние на развитие города и его окрестностей

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос