Сияние свечи

12.03.2021
Сияние свечи
   Храмы города. История и современность 
   Первым известным храмом села Сухиничи стал возведённый в 1745 году каменный храм в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (престольные праздники 31 января и 15 мая). В самой ранней найденной в архиве описи её имущества за 1832 год сказано: «Церковь … покрыта железом и выкрашена краскою зелёною, трапеза покрыта тёсом, при оной колокольня каменная же, покрыта железом и выкрашена краскою зелёною, а шпиль оббит аглицкою жестью, кресты на них железные вызолочены, в твёрдости». На колокольне звон осуществлялся восемью колоколами. 
   С появлением в поселении в 1770 году другого храма, в честь иконы Смоленской Божией Матери, построенной на средства тульского купца Пастухова (храмозданная грамота была выдана Архиепископом Амвросием Сарским и Подонским 12 августа 1763 года), значение первого храма уменьшилось. 
   Надо отметить, что Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», является одной из самых древних по своему происхождению. По преданию, образ написан евангелистом Лукой еще во время земной жизни Пресвятой Богородицы, и византийский император Константин IX Мономах Порфирородный благословил в дорогу свою дочь, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Анна взяла икону с собой. Впоследствии святыня досталась по наследству их сыну Владимиру Мономаху, который перенес древний образ в Смоленск и поместил его в соборе Успения Пресвятой Богородицы, заложенном им в 1101 году. Это место вскоре и стало ее основной обителью. С тех пор образ и получил свое имя – Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (празднование совершается 10 августа). Считается, что именно с помощью этой иконы Смоленск был избавлен от войск Батыя в 1239 году. 
   Харитон Антипович Пастухов, один из богатейших купцов Тульской губернии, десятилетием ранее уже прославился среди верующих благотворительной деятельностью для храма Илии Пророка на своей родной земле. Неизвестно, насколько был велик его вклад в само возведение каменного двухэтажного здания в Туле, но именно там хранились пожертвованные им книги с дарственной надписью «для поминовения сродников». 
   Причины, по которым для второго своего пожертвования в храмоздательство Пастухов выбрал село Сухиничи, пока неизвестны. Видимо, существовали торговые или родственные связи, побудившие его вложить средства в это пережившее века благое дело. Удивительно, но вот уже более 250 лет над храмами, в возведении которых он принимал участие, не властно время: здания сохранились и принадлежат Русской православной церкви, в них звучат песнопения и молитвы, а по праздничным дням колокольный звон оглашает всю округу.  
   Согласно клировым ведомостям XIX-ХХ веков, «расстоянием сия церковь от Консистории в 70 верстах, от Епархиального в Перемышле в 70 верстах, от уездного города Козельска в 30 верстах. Ближайшие к сей церкви: в селе Татаринцы в 5 верстах, в селе Стрельны Тихвинская в 4 верстах, в селе Воронеты Спасопреображенская в 3 верстах, в селе Кипети Казанская в 3 верстах». 
   В описи церковного имущества за 1832 год сказано: «Церковь во имя Смоленской Богородицы с приделом Харитона Исповедника каменного здания покрыта железом и выкрашена краскою медянкою, в твердости». В новой церкви было предусмотрено три придела: центральный, холодный, во имя иконы Смоленской Божией Матери, освящён в 1773 году; правый тёплый, во имя преподобного Харитона Исповедника, освящён в 1773 году; а левый тёплый, в честь святителя Николая Чудотворца, освящен в 1836 году. Богослужебными книгами церкви были оснащены в достаточной степени. Из более древних предметов церковной утвари тогда имелись напрестольные Евангелия 1607 года и 1698 года, а также святой потир с прибором, сооруженный, судя по надписи на нем, в Афанасьевскую приписную к собору церковь стольником Челищевым в 1710 года, что допускает возможность ее возведения в более раннем историческом периоде. 
   Судя по сведениям, передаваемым тогда Епархиальному начальству, приход был небедным. С ростом капиталов возрастала необходимость в обновленных сооружениях, что особенно проявилось в 1870-х годов.  
   Первым, в конце 1872 года, появился проект постройки каменной часовни. После долгих согласований его утвердили, а вскоре здание построили.  
   В начале 1873 году в Калужском губернском правлении заслушивалось дело о сооружении нового железного купола на колокольне в Сухиничском храме. 
   В 1874 году на техническом заседании строительного отдела Калужского губернского правления рассматривался вопрос об устройстве на соборе во имя иконы Смоленской Божией Матери четырёх маленьких глав по краям большого купола. Все замыслы на радость прихожанам были исполнены. 
   Что касается прилегающей земли, то по самым первым сохранившимся данным Калужской духовной консистории, в 1800 году при двух существующих храмах села «земля смежная с владельческими экономическими крестьянскими дачами 38 десятин, приходских дворов 480, из них мужского пола душ 1657». В 1820 году приходских дворов в селе было уже 495, а количество мужчин увеличилось до 1 844 человек. 
   В 1839 году, по данным Калужской духовной консистории, «земли при оной церкви усадебной 3, пашенной и сенокосной 33 десятины, приходских при оной церкви домов на три комплекта 548, в них мужеска пола душ 2 063». 
   В ведомости за 1849 год говорится: «Земли при церкви усадебной по прожектированию значится до 5 десятин: о пашенной и луговой земли производится дело служителями города Сухиничи касательно межевания оной к одним местам; священно- и церковнослужители со времени переименования из села в город Сухиничи землёю не владеют, поелику оная до 1845 года находилась под градским выгоном, а в 1845 года вместе с лугами самовольно Сухиничскими гражданами в пользу города отдана с торгов в продажу». 
   В 1905 году всей церковной земли по городскому плану значилось около 7 десятин, а именно: под двумя церквами и площадью в ограде 1 300 саженей, под кладбищем 1 045 саженей, усадебной около 5 десятин (сдавалась в аренду по 300 рублей), а пахотной и луговой не имелось. В 1910 году было возбуждено ходатайство об их приобретении. 
   Через 10 лет, в 1915 году, в документах сказано, что «земли при церкви усадебной с погостом 7 десятин, а пахотной и сенокосной нет. В приходе состоят жители города Сухиничи и деревни Бордуково, всего 709 дворов, 2 121 мужчина и 2 126 женщин. … приписанных к сей церкви церквей 2, часовен 1. Опись церковного имущества заведена с 1905 года, хранится в целости, проверена в 1911 году. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Консистории даны 11 января 1913 года, хранятся в целости. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1800 года».  
   Что касается недвижимости, то «Церкви принадлежит три деревянных дома на церковной усадебной земле (построены тщанием церкви в 1892 году и в 1903 году). Дома церковного для священника Троицкого не имеется, и он квартирного пособия не получает. Состояние домов удовлетворительное…». Имелись еще каменная сторожка, каменное здание под свечным складом и деревянный сарай для дров. Кроме этого, в ведении церкви были «две каменные лавки, из коих одна, открытая в 1808 году, в 1892 году перестроена в два отделения, из коих в одном церковный староста производит торговлю свечами, а другое отдано в аренду на 4 года с платою по 125 рублей в год. Другая лавка приобретена покупкою в 1876 году и отдана в аренду тоже на год за 300 рублей. Кроме того, отдается от церкви каменное холодное помещение под епархиальный свечной склад под 100 рублей в год». 
   В 1905 году «Дома у протоиерея, одного священника и диакона церковные деревянные застрахованы на церковный счет в Русском страховом обществе: 1-й – в 3 000 рублей, 2-й – в 3 000 рублей, 3-й – в 2 000 рублей. Третий священник живёт в своем доме, а псаломщики живут в наёмных квартирах и получают от церкви квартирное пособие в размере 60 рублей в год каждый». 
   Надо отметить, что еще в конце 1913 года на техническом заседании строительного отдела Калужского губернского правления рассматривался вопрос о разрешении священнику Сухиничского собора Троицкому постройки дома в городе Сухиничи. Был представлен проект дома с участком, располагавшимся в центре города между двумя существующими застройками. Но планам воспрепятствовал местный полицмейстер. Он посчитал, что усадебной земли для комфортного проживания при доме недостаточно, поэтому под строительство следует отвести другое место. 
   Валентина ХАИРОВА, краевед
   Продолжение следует.
Просмотров: 598

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос