Полезные ссылки
|
Агенты рейха18.12.2020 В Сухиничах в годы войны действовала школа диверсантов
Совершенно секретно
Несколько лет назад, когда я брала интервью у одного из ветеранов Великой Отечественной войны, услышала случайно оброненную фразу: «У нас в Сухиничах работала разведшкола, где готовили немецких диверсантов. Были предатели и среди местных жителей, некоторые живы и сейчас». На все мои попытки узнать об этом факте подробнее, ветеран отвечал отказом. А мысль об изменниках Родины не давала покоя. Мы много знаем об одной стороне Великой Отечественной: ее героях, их подвигах, самоотверженном труде в тылу. И совсем мало о тех, кто предал свою Отчизну. Что заставляло их пойти против совести на сделку с фашистскими захватчиками?
В начале этого года в надежде, что все-таки уже рассекречены какие-либо архивные данные, решила сделать официальный запрос в Управление по Калужской области Федеральной службы безопасности РФ. После соответствующей проверки моей личности, наконец, в редакцию доставили спецсвязью коричневый конверт. В нем – копии архивных обзоров следственных дел, приговоров военного трибунала, докладных записок. На каждом сообщении гриф «Совершенно секретно», некоторые строчки закрашены – еще не все можно раскрыть. Но даже эти скупые сведения помогают воссоздать более объемную картину происходящего в нашем городе в начале Великой Отечественной войны. Некоторые фамилии по понятным причинам называть не будем.
Фашистские прихвостни
7 октября 1941 года в Сухиничи вошли немецкие войска. В первый день оккупации немало сухиничан из тех, кто не отправился в эвакуацию, присягнули на верность захватчикам: то ли из ненависти к советской власти, то ли из страха быть убитыми. Когда стало понятно, что Сухиничи вот-вот будут освобождены, большинство из них бежало из города вместе с немцами, некоторых предателей потом нашли спецслужбы, судьбы других неизвестны.
Вернемся в октябрь 1941-го. Фашисты, быстро прорвавшиеся вглубь страны, чувствовали себя в нашем городе хозяевами жизни. В бывшем здании РК ВКП(б) разместилась немецкая комендатура, возглавлял которую немецкий офицер, доктор юридических наук Шпан. Он же руководил контрразведкой.
Для жилья Шпан выбрал дом секретаря горуправы Е. (его в 1942 году репрессировали за пособническую деятельность). Дочь Е. жила в доме отца и оказывала германскому офицеру бытовые услуги, а также участвовала в совместных вечерах, устраиваемых немцами.
По соседству с Е. по улице Большая Советская проживала М., которая была нередкой гостьей в доме, где остановился Шпан. А ее муж Т. в период оккупации работал в городской управе и имел близкую связь с немецкой комендатурой.
Женским вниманием Шпан не был обделен. С немецким комендантом тесно общалась гражданка П. – она хорошо знала немецкий язык и обучала немца русскому языку.
Шпан содержал в штате несколько русских переводчиков, среди которых и гражданка Ш., родом из дворян, муж ее до войны был осужден за антисоветскую деятельность, за что, по-видимому, она глубоко ненавидела советское правительство. На дому Ш. организовала публичный дом для немецких офицеров, куда по ее приглашению приходили (принудительно или добровольно – неизвестно) самые красивые местные девушки.
Кроме Шпана был еще один комендант – немец Ротт. У него работал переводчиком некий Г., в прошлом преподаватель немецкого языка в сухиничской школе, а в царское время - следователь.
При комендатуре создали команду немецких солдат из числа немцев Поволжья. Они имели на руках удостоверения на немецком и русском языках, дающие право проводить обыск у населения. Подбор работников для немецкой комендатуры проводился исключительно через некоего Корендоска Отто Михайловича, которого немцы назначили городским старостой. Возможно, Корендоск был немецким агентом, завербованным задолго до начала Великой Отечественной войны.
В первые дни оккупации в Сухиничах также была организована полиция из 56 русских – они занимались изъятием продуктов и вещей у населения для немецкой армии, участвовали в поимке партизан, с их участием были расстреляны на городском стадионе еврейские семьи: Росиных и другие.
Полиция располагалась по ул. Пролетарская на квартире второго секретаря РК ВКП(б) Григория Орла (которого вместе с первым секретарем Сухиничского РК ВКП(б) Павлом Шороховым растерзали фашисты в начале октября). При полиции организовали паспортный стол, где проводилась прописка граждан, проживающих в городе – немцы рассчитывали, что здесь останутся надолго.
По сведениям, полученным русскими агентами, в Сухиничах проживали три немецких офицера, которые носили форму одежды, отличавшуюся от формы регулярных частей немецкой армии. Возможно, это были офицеры гестапо. Они владели русским языком, часто заходили к Корендоску, в свою очередь, городской староста бывал у них на квартире, где ранее находилась контора Гортопа.
По данным архивных документов, в Сухиничах в октябре 1941 года существовал лагерь военнопленных. Рядом в каменном здании на втором этаже размещались немецкие разведчики, здесь же с осени 1941 – по январь 1942 года обучалась группа будущих диверсантов. Еще одна группа диверсантов располагалась в нескольких частных домах на северо-западной окраине Сухиничей.
Откуда же немцы набирали диверсантов, которых сразу же не рассекретили бы на территории противника? Чтобы воспитать таких из «истинных арийцев» ушли бы годы. Легче всего было завербовать агентами русских военнопленных и подростков. При вербовке использовали шантаж. Тех, кто не соглашался, показательно расстреливали.
Как это происходило, становится понятным из показаний попавшего в немецкий плен красноармейца Вертячего, 27-летнего уроженца Кировской области, и 16-летнего калужанина Добрынина.
Агентурная сеть
В июне 1941 года Вертячий был мобилизован в Красную Армию, а уже в конце сентября вместе с девятью красноармейцами попал в немецкий плен. Всех направили в лагерь, что располагался в Сухиничах. Спустя несколько дней военнопленных, а это, по словам Вертячего, около 13 тысяч человек, погнали в Германию. В километрах двенадцати от Сухиничей несколько человек, которые шли в конце колонны, отделили от колонны и направили обратно в Сухиничи. Привели на допрос в двухэтажный каменный дом. Здесь же велась вербовка. «Нас построили, немецкий офицер спросил, будем ли мы помогать немцам? Некоторые бойцы согласие не дали, и их тут же расстреляли», - сообщает в показаниях следователю Вертячих. Из-за боязни, что его постигнет та же участь, он согласился быть немецким агентом.
Таких, как он, набралось 17 человек. Это попавшие в плен рядовые военнослужащие и командиры, политработники в возрасте 25-30 лет, уроженцы Тульской, Смоленской, Горьковской и Кировской областей.
Жили и учились в том же двухэтажном доме, охраняемом немцами. Свободно ходить можно было лишь по территории школы. Будущих диверсантов обучали в течение двух месяцев четыре немецких преподавателя. Учились по 10 часов ежедневно. Подготовка велась серьезная, готовили не просто наблюдателей, а хорошо законспирированных разведчиков. «Учили немецкому языку, добывать сведения о количестве войск, вооружении, какие укрепления, как передавать сведения знаками и свистками, как зачертить завод, танк, снаряд, как собирать сведения, о том, как живут крестьяне и имеются ли где волнения», - раскрывает подробности Вертячих. Спустя три недели учебы немцы дали будущим диверсантам клички. «Мне была дана кличка «Картюк», Л. – «Корченко», Р. - «Вязин», К. - «Дубин», О. - «Вичин»… - рассказывал на допросе Вертячих.
Диверсантов готовили к переброске на фронт под Тулой. В Туле же немцы планировали развернуть целую агентурную сеть. Вертячих с другими агентами должны были отправить за линию фронта, а несколько диверсантов в это время должны были находиться в Туле.
«Полученные мною сведения я должен был передать своим товарищам, с которыми учился в Сухиничах. А именно: Р. по кличке «Вязин», К. по кличке «Дубин» и О. по кличке «Вичин». Встречаться с ними я должен был на базаре или вокзале. Узнать их должен был по приметам. У Р. и К. немцы разрезали уши, у каждого – левое ухо снизу и сбоку (самая мякоть), глубиной полтора сантиметра. А у О. полностью отрезали мизинец на левой руке. А чтобы они нас узнали, нам было предложено вывернуть наизнанку ремень и им подпоясаться или завязать узлом носовой платок и его показать из кармана или из-под ремня.
…чтобы я мог попасть на явку в Тулу, немецкий офицер прострелил мне кисть правой руки и написал карточку о ранении», - вспомнил на допросе Вертячий.
По его словам, всем троим, кого отправили в Тулу, было поручено собрать сведения о количестве войск, расположении частей, вооружении и военных заводах. В январе 1942 года Вертячих и еще 7 диверсантов отправили в тыл советских войск.
«Каждому дали по свистку, который может свистеть на 6 голосов, по два электрических карманных фонаря и по пистолету с 10 патронами», - сообщает Вертячий.
До фронта везли на машине, затем шли пешком под конвоем немецких солдат, они должны были обеспечивать прикрытие. Когда привели к месту, немецкий офицер отозвал Вертячего и еще одного агента по фамилии Л., спросил, помнят ли они, кто чему учился. Затем дал задание: «Вот участок фронта, разведайте, сколько войск, танков, пулеметов, какие укрепления. Это будете передавать ночью световыми сигналами, а днем свистками. Переходить линию фронта лучше ночью ползком по низинам и кустам».
Линию фронта Вертячий с Л. перешли в 2-3 утра и увидели 18 танков. Л. передал немцам сигнал. И уже через несколько минут по ним стреляла немецкая артиллерия. Затем диверсанты спустились в ложбину и были задержаны разведкой Красной Армии.
6 октября 1942 года военным трибуналом Вертячих был осужден на 15 лет каторги и спустя год в заключении умер.
Продолжение следует
Просмотров: 824
КомментарииОставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Все новости
Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»! Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. |
Народные новости
Лента новостей
05.09.2024 Продолжается отбор на Международную Школу Интернет-БЕЗопасности молодёжи 28.08.2024 Геннадий Новосельцев принял участие в акции «Собери ребёнка в школу» 23.08.2024 Культура – физическая, движение – спортивное 22.08.2024 Образы военного назначения 07.08.2024 Обнинская компания «РАСТР-технология» начала осваивать бережливое производство 26.07.2024 Сухиничские выпускники воспользовались возможностью улучшить свои результаты ЕГЭ в «президентские дни» 25.07.2024 Александр Погудин: «Советую нашим гражданам игнорировать фейки и полагаться только на проверенные официальные источники» 17.07.2024 В созидательном русле 19.07.2024 Возбуждено уголовное дело в отношении местного жителя 05.07.2024 Чья клумба краше? 02.07.2024 Владислав Шапша стал одним из наставников кадровой программы для участников СВО «Время героев» Опрос
|
Сетевое издание «Организатор.ru» Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 16+
|
Все материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ «Сухиничская редакция газеты «Организатор». Любое использование допускается только при согласовании с редакцией и обязательной гиперссылкой на сайт. |
Издатель и учредитель: МАУ "Сухиничская редакция газеты "Организатор" Адрес редакции: 249270 Калужская обл., Сухиничский район, div >
|