Память жива в делах

Главная / Новости / Машина времени / Память жива в делах
14.06.2019
Память жива в делах
   С 1953 по 1973 годы станцию Сухиничи-Главные возглавлял инициативный хозяйственник, почетный железнодорожник Георгий Адамович Пашинский, 1911 года рождения, оставивший о себе память добрыми делами. 
   Трудные поиски 
   К сожалению, полных сведений о том, где он родился, работал до Великой Отечественной войны, не сохранилось. 
   Но с помощью многих неравнодушных людей все-таки удалось побольше узнать об этом замечательном человеке. 
   Поиски официальных сведений о Г.А. Пашинском оказались довольно долгими: в Сухиничах нам рассказали все, что знают о нем, ветеран железнодорожного транспорта Г.Н. Грихина, учитель школы № 4 и бывшая соседка В.А. Шутова. Но факты были довольно скупыми, поэтому редакция начала активные действия. Связывались с железнодорожными архивами, адресным бюро Калужской области – тщетно: информации не удалось получить почти никакой, за исключением той, что в регионе людей с такой фамилией нет. И вот, наконец, огромная нежданная удача!
   Коллеги из кировской газеты «Знамя труда» в ответ на просьбу главного редактора «Организатора» Е.А. Гусевой помочь найти хоть какие-то ниточки судьбы этого человека, через некоторое время сообщили: в совете ветеранов станции Фаянсовая смогут помочь! Связавшись по телефону с председателем совета ветеранов, необыкновенно отзывчивым человеком Надеждой Ивановной Лысенко, мы смогли удвоить нашу радость. Как оказалось, на станции Фаянсовая, где в 40-50-е годы трудился Г.А. Пашинский, живет сейчас его внучка – Марина Васильевна Гращенко.  
   Встреча с ними пролила свет на страницы биографии Георгия Адамовича, неизвестные ранее сухиничанам. Дополнил информацию руководитель кировского краеведческого музея А.А. Бауэр. 
   Лихие сороковые...
   Трудовая книжка Г.А. Пашинского, датированная 2 апреля 1943 года, сохранившаяся и показанная нашими новыми знакомыми, позволила узнать, что до поступления на узловую станцию Фаянсовая весной 1943-го года его непрерывный стаж работы на железнодорожном транспорте составлял 13 «годов» 10 месяцев. 
   - Отец дедушки, Адам Григорьевич Пашинский, - железнодорожник, жил в Людиново. Выходит, что он пошел по стопам своего отца, - вносит интересный штрих Марина Васильевна Гращенко. К сожалению, дочерей Г.А. Пашинского, Галины и Валентины, нет в живых, сын Валерий, 1944 года рождения, проживает сейчас в зоне недосягаемости - Донецкой области... 
   Далее в трудовой книжке следует запись № 1 о том, что 25 ноября 1941 года Г.А. Пашинский принят на должность дежурного по станции Балезино Пермской железной дороги, а менее чем через год «перемещен» на должность заместителя начальника станции. 
   В Пермскую область в начале войны эвакуировали ковать Победу в тылу многих железнодорожников. Кстати, из нашего железнодорожного узла - тоже. А.Ф. Сипицин, А.И. Ульянов и другие железнодорожники самоотверженно трудились на разных станциях вдали от дома, вернувшись в Сухиничи лишь после освобождения города. Не миновала подобная участь и жителя Калужс-кой области Георгия Пашинского, имеющего к началу войны приличный трудовой стаж на «железке». 
   Что тогда представляла собой станция Балезино? Поисковая система «Яндекс» подсказывает: через ныне являющуюся одной из крупнейших в Удмуртии, с огромной пропускной способностью, кстати, как и Сухиничи-Главные, станцию стыкования переменного и постоянного токов (какое совпадение!), первый поезд прошел в 1898 году. В январе 1942 года по приказу наркома путей сообщения тут началось строительство однопутной дороги, имеющей особое стратегическое значение для открытия сквозного движения Ижевск-Балезино и перевозки грузов. 
   С марта 1943 года по этой дороге, нечеловеческими усилиями советских людей построенной всего за 1 год (27 января 1943 года был забит серебряный костыль перед открытием движения по новой ветке в 146 километров Ижевск-Балезино), на запад устремился поток тяжеловесных поездов, груженных оружием, изготовленным на уральских заводах, туда, где Красная Армия громила врага... 
   Эти события, безусловно, происходили при непосредственном участии железнодорожника Георгия Пашинского, занимающего на станции ответственнейшую должность заместителя начальника. Грузы необходимо было пропускать днем и ночью – фронту требовалась поддержка! 
   «За хорошую организацию работы, отличное содержание стрелочного хозяйства на станции, за первенство, занятость в социалистическом соревновании отделения дороги, хорошую организацию работы по перевозкам объявить благодарность» - строки графы трудовой книжки о нескольких поощрениях в грозном 1942-м году...
   Сегодня вдоль путей станции Балезино можно увидеть немало мемориалов, обелисков строителям дороги, погибшим в грозные годы войны...  
   Станция Фаянсовая 
   В апреле 1943-го Пашинского, с честью выполнившего долг перед Родиной в Удмуртии, отправляют в распоряжение Московско-Киевской железной дороги – начальником узловой станции Фаянсовая. 
   - Наша станция и Кировский район были долго под немцем - нетрудно представить, какое хозяйство досталось Георгию Адамовичу, - говорит председатель совета ветеранов станции Фаянсовая Н.И. Лысенко. 
   В третьем томе сборника материалов по истории железных дорог Калужской области, подаренного редакции в день нашего приезда руководителем Кировского городского историко - краеведческого музея А.А. Бауэром, повествуется, что в январе 1942 года Фаянсовая и Киров освобождены подразделениями 330 стрелковой дивизии. При отступлении немцы уничтожили все пути, строения станции – предстояло срочно восстанавливать структуру узла. Многое было сделано для этого сразу же после освобождения инженером-майором И.С. Лобзиным, направленным в марте 1942 года в прифронтовое Фаянсовое отделение. 
   Когда Г.А. Пашинский принял отделение к руководству, ему тоже пришлось очень непросто: для обеспечения бесперебойного продвижения грузов к линии фронта требовалась четкая организация по приемке и отправлению составов. Работа велась под нещадными немецкими бомбежками, принимались все возможные меры, чтобы не сорвать график. 
   О том, как превосходно ответственный молодой руководитель Георгий Адамович Пашинский справлялся с обязанностями начальника станции, жители Фаянсовой знают по воспоминаниям старожилов. Станция функционировала четко, отлично выполняя, несмотря на сложности военного времени, приказы правительства и командования. Параллельно продолжались восстановительные и строительные работы на узле. Поезда мчались к передовой... 
   - В Кирове о нем легенды ходят, - улыбается А.А. Бауэр, истинный патриот родного края, человек, знающей о нем все. – Старые железнодорожники утверждали: для начальника станции ничего не было невозможного – ставил конкретные задачи и выполнял их. Много внимания уделял благоустройству. Рядом в те годы находился пруд, так Георгий Адамович запустил туда мальков карасей, чтобы люди могли ловить рыбку...Теперь пруда нет, на его месте остались болота, которые у нас называют до сих пор «пашинскими»... 
   В переулке Первомайском на Фаянсовой сохранился дом № 6 с несколькими старыми яблонями – здесь когда-то жила семья Пашинских. Сад сажал Георгий Адамович. 
   Новая станция - новые задачи 
   Г.А. Пашинский занимал позднее должности старшего ревизора отдела эксплуатации, начальника станции Вязьма. 
   В октябре 1953 года был откомандирован в распоряжение НОД-1 на должность начальника станции Сухиничи-Главные Московско-Киевской железной дороги.
   Станция эта - особо важное узловое подразделение Московской железной дороги. Через нее проходили в сутки сотни составов – пассажирских, товарных...Пятидесятые годы не являлись исключением. 
   Увеличивался грузопоток, проводилась коренная реконструкция, внедрялась новая техника, было широко развернуто социалистическое соревнование среди коллективов отделения и предприятий железнодорожного узла. Все это позволяло досрочно выполнять планы погрузки и выгрузки, сокращать простои местных и транзитных вагонов. 
   Отличных результатов в труде добивались работники станции: составители поездов И.Ф. Романович, И.Н. Королев, списчик вагонов Г.И. Горшкова, осмотрщики вагонов А.А. Ременков, В.А. Марин, Ф.А. Каратаев, стрелочница М.О. Ионичева, и ряд других. 
   В конце 60-х станция Сухиничи-Главные в результате реконструкции стрелок, ввода электрической централизации и иных новшеств обрабатывала в сутки в 2-3 раза больше составов, чем раньше. В 1965 году она электрифицировалась - новый виток в развитии. 
   Как писал Г.А. Пашинский в районной газете «Организатор» в августе 1968 года, за десять лет грузооборот возрос в два раза. В 1968 году коллектив получил на вечное хранение в честь 50-летия Октября Красное Знамя райкома и райисполкома. Задание по погрузке было выполнено на 168,7% - грузили в сутки 77 тонн вместо 46-ти! Четырьмя годами ранее станции присуждалось Красное Знамя Совета министров СССР и ВЦСПС за отличные показатели по перевозкам грузов и пассажиров - отсюда уходило все больше и больше тяжеловесных поездов... 
   Сквер должен быть! 
   Г.А. Пашинский особенно беспокоился об улучшении условий труда и быта работающих на станции, о том, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно на вокзале и Привокзальной площади. 
   Вот как вспоминает об этом бывший приемосдатчик вагонов, железнодорожница почти с 40-летним стажем Галина Николаевна Грихина: 
   - В середине 50-х Привокзальная площадь на Главных была какой-то неопрятной. Прямо перед вокзалом разбивали кибитки на ночлег и разводили костры цыганские таборы, здесь же привязывали лошадей с повозками колхозники, приезжающие в город за продуктами, причем каждый стремился бросить лошадке охапку сена... Сами понимаете, какое это зрелище... Георгий Адамович решил разбить около вокзала сквер. А уж если он задумал – сделает обязательно! Задание адресовал начальнику вокзала Ивану Семеновичу Осину. В штате вокзала имелись рабочие, вместе с которыми станционники ровняли землю, сажали деревья, разбивали первые клумбы с анютиными глазками и другими немудреными цветами... Было это в конце 50-х годов. В сквере появились фонтан, малые архитектурные гипсовые формы – Георгий Адамович любое дело умел организовать с большой любовью. Он ценил людей, стремился делать добро. Станция Сухиничи-Главные считалась лучшей не только по производственным показателям, но и по обустройству, внешнему виду... В тени фруктовых деревьев летом в сквере отдыхали пассажиры и горожане, вдыхая свежесть прохлады фонтана... Здесь круглый год поддерживались чистота и порядок – начальник станции за этим следил лично... Он был очень грамотным руководителем и замечательным человеком... 
   Добрым словом вспоминают Г.А. Пашинского и другие жители города, работники магистрали – он хорошо знал семьи железнодорожников, их нужды, всем стремился помочь материально, с обеспечением жильем. 
   «Это был человек слова и дела! Сам необыкновенно много работал, подчиненные равнялись на начальника – рядом с ним было стыдно что-либо делать плохо», - вспоминает В.А. Шутова, супруг которой трудился на станции Сухиничи-Главные. И как сосед по дому, отмечает она, Георгий Адамович запомнился всем только с положительной стороны. 
   - Приятно, что в Сухиничах жива память о дедушке, - поделилась М.В. Гращенко, 25 лет жизни отдавшая железнодорожному транспорту на станции Фаянсовая. - Когда выдается случай приехать в ваш город на его могилу, видим, что тропа к ней не зарастает. Спасибо огромное за это! Всех жителей города железнодорожников хочется поздравить с грядущим праздником - 120-летием открытия железнодорожного сообщения через станцию Сухиничи-Главные.
   Ирина ЧЕРКАСОВА Фото из семейного архива М.В. Гращенко
Просмотров: 1483

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос