Из истории Сухиничской городской

Главная / Новости / Машина времени / Из истории Сухиничской городской
13.04.2018
Из истории Сухиничской городской
   Облик современных малых городов России составляют пришедшие из глубины XIX века здания, которые являются своеобразными каменными или деревянными носителями исторической памяти народа. Многие из них функционируют и сегодня, хотя чаще всего не представляют художественной ценности. Но их присутствие помогает полному проникновению в архитектурную среду того времени и образует своеобразное обрамление для современных произведений провинциального зодчества. 
   Сухиничи своей активной хозяйственной деятельностью всегда больше походили на город. Именно это обстоятельство способствовало переименованию села в 1840 г. в безуездный город. Главной тогда в градоформирующем отношении считалась Яковлевская площадь. Вокруг неё стал образовываться административный и духовный центр поселения. По сей день историческая часть старого города сохраняет композиционную структуру, соответствующую генеральному плану того времени. 
   В последние десятилетия XIX века провинциальный город начал застраиваться каменными гражданскими сооружениями с элементами эклектики. Именно тогда появляются новые типы общественных зданий: училища, больницы, богадельни. Они играют ведущую роль в окружающей застройке, становятся композиционными центрами бывших окраин. 
   С 1775 по 1865 гг. в России действовали приказы общественного призрения. В результате земской реформы 1864 года они были упразднены, а их полномочия по содержанию благотворительных заведений были переданы земству. В преддверии этой реформы правительство заинтересовалось мнением помещиков о том, какие меры необходимо предпринять для призрения престарелых, увечных, сирот, малолетних и для выплаты пособий больным крестьянам. И большинство помещиков Калужской губернии признало необходимым постройку богаделен для престарелых и инвалидов, детских приютов для малолетних сирот, больниц для крестьян. Но поскольку богадельни существовали далеко не везде, предлагалось все же большинство вопросов призрения решать силами родственников, а также за счёт сельских обществ. Но практиковавшийся в то время сельскими обществами способ призрения своих односельчан (поочередное кормление по домам) часто не достигал своей цели и даже служил стимулом к дальнейшему попрошайничеству. Призреваемый не имел постоянного помещения, ежедневно переходил из одного дома в другой по очереди и довольствовался тем, что давал ему хозяин дома. Часто он не имел чистого белья, одежды и даже подвергался упрекам в том, что не мог содержать себя. Поэтому процветала благотворительная деятельность. В Калуге и Калужской губернии к концу XIX века было организовано 17 богаделен с общим числом призреваемых в 464 человека, существовало 20 благотворительных обществ.
   Среди частных благотворительных заведений, созданных во второй половине XIX века, выделялась Сухиничская городская богадельня для 30 призреваемых, построенная купцом I гильдии Василием Алексеевичем Чубыкиным (1839 - 1906) в 1880 г. Здесь стоит остановиться на личности благотворителя, который происходил из богатой мещовской семьи. Еще в 1866 г. в «Калужских губернских ведомостях» было написано об отношении члена Мещовской земской управы Чубыкина к исправлению моста в с. Зубово через реку Течу. Согласно документам, его отец Алексей Николаевич Чубыкин ещё в 1870 - 1871 гг. состоял городским головой. В 1881 г. в состав Городской думы и в попечительский совет женской прогимназии входил его брат Николай Алексеевич Чубыкин, а сам Василий Алексеевич был активным членом общества помощи бедным. Братья успешно занимались купеческой деятельностью, для чего в 1872 г. организовали Мещовский общественный банк. 
   К концу жизни у тяжело больного раком купца «…ни одного человека родных не осталось, жил он в доме почти один, только с одной пожилой женщиной, экономкой. Ей он завещал дом и обстановку всю, словом, все, что в доме есть. Земли, леса свои велел продать, а деньги передать монастырям». В архивных фондах калужского краеведа Г.М. Морозовой сохранилась запись воспоминаний о разговоре городского казначея г. Мещовска Николая Алексеевича Добромыслова с богачом: « … очень он хотел отдать все деньги своим монастырям и церквам. А я <Добромыслов> сказал, что тогда не буду душеприказчиком, если не согласится он родному городу на его процветание отдать деньги, чтобы жилось в нем спокойно и хорошо. Эх, был бы я богатеем, как вы, так я бы все свое состояние в родной город вложил бы, как сейчас труды свои вкладываю! 
   - Как же это? – спрашивает.
   - А вот, - говорю, - как: много в нашем городе вдов, сирот, нищих – слепых и калек. Построим богадельню вашего имени. Нет у нас пожарной команды, каланчи, оборудования, создадим пожарную команду и все постройки, бочки там, багры, лестницы, лошадей купим – и пожарная команда, и пожарное общество имени Чубыкина! Создадим из способных нищих мальчишек оркестр духовых инструментов – оркестр имени Чубыкина! Построим городской театр имени Чубыкина, перемостим большую Калужскую улицу… 
   - И все моего имени? – спрашивает – и прослезился. 
   - А попы и без того у нас в церквах и монастырях – пустынях от жиру лопаются и пьют без просыхания. 
   - Господи, что же ты говоришь, Николай Алексеевич! – воскликнула Варвара Евгеньевна. 
   - Правду говорю. Никакой пользы городу не будет, а богу ничего не требуется. 
   - Это верно… — сказал Чубыкин мне, — да уж так привычно нам, купцам, богатым людям, все богу обещать, чтобы грехи наши простил нам. 
   Ну, вот так и кончили мы нашу беседу с Чубыкиным. Он даже как-то просветлел весь: «Вот, теперь-то я примусь за этот городишко, он у меня попляшет! И вас всех заставлю работать…» … 
   Через шесть дней после этого разговора умер купец Чубыкин. Еще при жизни он подарил городу огромные башенные часы, которые отбивали каждый час. Поставлены были на башне соборной, а бой их слышал каждый мещовский житель. Так Чубыкин был знаком всем благодаря своему дару. 
   Невероятной пышности поминки вспоминались мещовским долго, даже в предвоенные годы говорили: «Это тебе не Чубыкинские поминки…». 
   Всё обещанное душеприказчик исполнил: была создана и пожарная команда со всем необходимым оборудованием, и народный театр, и ремесленная школа. Мещовск расцвел благодаря его стараниям и деньгам Василия Алексеевича Чубыкина. «Пятнадцать тысяч рублей завещал В.А. Чубыкин Мещовскому городскому общественному управлению на покупку подходящей земли близ города для общего пользования. Из особого вклада по сберегательной кассе добавлено: «Пять тысяч рублей выдать Мещовскому городскому общественному управлению на покупку земли для пастбища для скота и две тысячи рублей на устройство ремесленного училища … и даже именно в его доме». 
   Но помог купец в своё время и неимущим жителям из неподалеку лежащего безуездного города Сухиничи. В Государственном архиве Калужской области сохранилась его переписка 1879 г. со строительным отделением Калужского губернского правления по поводу выбранного участка для богадельни. Предполагаемая постройка находилась на расстоянии чуть более 20 метров от ближайших домов, что способствовало соблюдению всех санитарных и противопожарных требований. 
   Здание из кирпича было запроектировано Г-образной формы, со двором внутри, причём сорок процентов прямоугольного участка занимал сад. Въезд предполагался со стороны существующих Сенной, Дровяной и Конной площадей. Проект рассматривался 22 июня 1879 г., и комиссия постановила, что «… местность, избранная Сухиничской Думою под постройку по Высочайше утверждённому 4 января 1846 г. плану г. Сухиничи, не назначена для каких-либо построек, но … имея в виду, что означенная Сенная и Дровяная площадь, как видно на плане, находится на окраине города, а следовательно при застройке части ея вреда для города в гигиеническом отношении не предвидится, равно также в … техническом, то строительное отделение постановило: для отвода места, просимого городскою Думою для постройки богадельни, сделать выкопировку с плана той местности, где предполагается означенная постройка, и нанести очертания границ отводимой в ней местности с соблюдением ширины и направления улиц, входящих в площадь, и выкопировку вместе с сим протоколом представить на утверждение г. Губернатора». Все требования Калужского губернского правления были выполнены. 
   Надо вспомнить, что в то время г. Сухиничи был одним из центров старообрядчества. По переписи населения 1897 г. в Калужской губернии проживало 1 185 726 человек, из них старообрядцев насчитывалось 42 598, или 3,76 %. Поэтому в Чубыкинской «… богадельне содержались и старообрядцы. Немного, человека четыре или пять. Молиться вместе со всеми они не желали. Жили особняком. В старообрядческую моленную дойти им было не под силу по дряхлости. Исповедовал и причащал их старообрядческий священник, приходивший в богадельню сам. Если кто-то умирал, тут его и отпевали. Сухиничский купец Марин пожертвовал для старообрядцев из богадельни киот с пятью иконами. О том, что у стариков отдельная комната «с иконостасом», что в ней молятся – стало известно в 1889 г. в консистории. Из духовного ведомства последовало ходатайство в губернское правление, чтобы иконы изъяли. 
   Спустя два месяца сухиничский городской голова донес губернатору, что две иконы из маринского киота переданы в молитвенную комнату, где “заведовал” священник из Смоленского собора, две перенесены в кладовую. Одна икона осталась. Но консистория, узнав про это, попросила городского голову и ее убрать». 
   Богадельня прекрасно вписалась в градостроительный силуэт, что отмечали все гости города. Как рассказывалось в «Калужских губернских ведомостях» в 1905 г., «Сухиничи (Козельского уезда) занимает площадь около 4,5 кв. вёрст. В нём считается до 64 улиц и переулков. Имеется 4 площади пространством около 40 000 кв. сажен. Общее протяжение улиц и переулков около 8 вёрст, протяжение же мощёных улиц – около 2 вёрст. Тротуаров нет. Городской сад занимает площадь до 2 десятин. Кроме того, имеется до 5 улиц, обсаженных деревьями, протяжение их 2 версты. Число жилых строений 1070, в том числе 48 каменных и 1022 деревянных. Железом крыто 400 строений, деревом – 600 и соломой – 70. Город освещается керосином посредством 70 фонарей. Водоснабжение городское население получает из двух больших колодцев и 98 малых. На случай пожара имеются 11 водозапасных баков. Удаление из города нечистот производится посредством вывозки в бочках за город. Имеется городская пожарная команда, при ней 3 трубы, 10 бочек, 16 человек прислуги и 10 лошадей. Имеется скотобойня, на которой убивается до 1000 голов скота в год. Жителей в городе 3468 мужского и 3486 женского пола, итого 6954. Церквей в городе 2, но богослужение совершается только в одной, при богадельне. Две часовни. В городе имеются низшие учебные заведения: городское 2-классное училище, 1 приходское мужское и 1 женское. Учащих в них 9 человек, учащихся до 200 человек. Одна церковно-приходская школа и при ней 3 учащих и 40 учащихся. Имеется городская публичная библиотека и при ней до 10 абонентов. Имеется в городе земская больница на 40 кроватей. Аптек две: 1 земская и другая вольная. 
   Общественные учреждения в городе: 1 гостиница, 2 постоялых двора с номерами и 6 чайных. Два кирпичных завода. Два завода кожевенных с 22 рабочими. Сумма производства на этих заводах достигает 10 350 рублей. В городе 18 ремесленных заведений и при них 28 ремесленников. Наиболее распространённые промыслы: местная торговля, трепание пеньки и отхожие промыслы. Местной торговлей занимается до 200 человек, отхожими промыслами - также до 200 человек. К числу благотворительных заведений относится богадельня с 30 призреваемыми, содержимыми на средства умершего купца Чубыкина. В городе бывают ярмарки: 2 мая – Афанасьевская двухдневная с оборотом в 13 300 рублей и 14 сентября – Воздвиженская семидневная, с оборотом в 26 000 рублей. Предметы торга – скот, семя льняное и конопляное». 
   К слову, в Петербурге тоже существовала Чубыкинская богадельня, которая была открыта через 7 лет после смерти завещателя, царскосельского купца I гильдии Петра Ивановича Чубыкина (умер 2 января 1882), оставившего деньги на постройку здания и необходимую обстановку для богадельни при старообрядческом Громовском кладбище и капитал 175 000 рублей «неприкосновенным на вечные времена, чтобы на проценты с оного содержать в означенной богадельне престарелых лиц обоего пола». 
   На ее примере можно ознакомиться с жизнью нуждающихся в уходе людей. Открылась богадельня в Петербурге 15 декабря 1905 г. и «была рассчитана на 70 человек, но уже через три года в ней было 200 призреваемых. В нее принимались на бесплатное содержание женщины не моложе 50 лет и мужчины не моложе 55 лет, лишенные крова, без различия сословий. Принимались и платные пенсионеры за 10-15 рублей в месяц на полное иждивение, допускалось содержание постоянных кроватей от имени благотворителей. Для лечения при богадельне был открыт лазарет. Женщины были отделены от мужчин. Призреваемым не воспрещалось заниматься в свою пользу работами, не нарушая тишины и правил гигиены. Женщины вышивали, вязали, шили, мужчины плотничали, помогали по хозяйству, читали, обязательно посещали церковные службы. Нельзя было отлучаться из богадельни без разрешения». По всей вероятности, такой же распорядок жизни был присущ и единственному сухиничскому благотворительному заведению. 
   В Сухиничах богадельня существовала до 1918 г. Но окружающая обстановка полностью поменялась уже к первой четверти ХХ века, когда рядом было выстроено многоэтажное здание нового училища. В 1918 - 1919 гг. два здания были объединены и преобразованы в 1-ю Сухиничскую единую трудовую школу II ступени, где, кроме классов и библиотеки, предусматривалось и жилье для преподавателей (до 1904 г. единственным учебным заведением 3-го разряда г. Сухиничи и его ближайших окрестностей было высшее начальное мужское училище, располагавшееся на 2-м этаже в арендованном жилом доме купчихи Федорищевой по ул. Московской, д.1 – ныне один из корпусов средней общеобразовательной школы № 2). Бывшая богадельня тоже была приспособлена под учебное здание на 260 учебных мест и квартиры технических служащих. Со временем там исчезла домовая церковь без колокольни, освящённая в честь святителя Петра еще в 1885 г. Внутри Т-образного корпуса – широкий коридор, в который с одной стороны выходили двери многочисленных комнат. К спальному объёму примыкал блок с кухней, столовой, кубовой и баней. Как пишут краеведы: «Каждое окошечко – отдельная комната <…> Имелось центральное воздушное отопление. С другой стороны здания была домовая церковь <…> По фасаду и углам здания построены объёмные трёхгранные полуколонны, которые разбивают плоскость главного фасада на 5 одинаковых по размеру частей с тремя окнами. Окна прямоугольные, под ними неглубокие ниши. Венчает фасад куполообразный фронтон. Под зданием большие подвалы, часть которых была засыпана в советское время». Сейчас здесь находится один из корпусов cредней общеобразовательной школы № 1. 
   
   Изучение истории архитектуры нашего города не ограничивается только рассказом об одном здании. Эта тема будет в дальнейшем продолжена. Автором в результате кропотливых изысканий в архивах были выявлены многие неизвестные материалы по истории формирования градостроительного облика г. Сухиничи, хотя кое-что оказалось безвозвратно утеряно. Утрачены и документы, связанные со строительством зданий в Сухиничском районе. Поэтому важной и необходимой становится задача поиска фотографий из личных архивов коренных сухиничан, где, возможно, сохранились снимки зданий довоенного периода. Это позволит полнее представить особенности традиционной калужской провинциальной архитектуры, которая отличалась использованием местных традиций и материалов, старалась учитывать вкусы заказчиков, в основном из купеческого и мещанского сословия.
Просмотров: 3265

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос