Учитель-виртуоз

23.10.2022
Учитель-виртуоз
   В реалиях XXI века подавать в качестве основного блюда гранит науки надо с огоньком, чтобы аппетит при поглощении знаний разыгрывался Ирина Лукина, яркий педагог и управленец со стажем более 33 лет, автор методических разработок, лекций, проектов, вышедших в том числе и на международный уровень, размышляет о роли связки «школа – ученик – родитель». 
   В августе 2022 года Ирина Геннадьевна назначена директором средней школы № 2 города Сухиничи. Организаторцы побеседовали с этой успешной, харизматичной, творчески щедрой женщиной и по-новому взглянули на работу учебного заведения как микромира. 

   – Есть ли место на такой ответственной должности креативу, Ирина Геннадьевна? 
   – Директор школы заключён в рамки правовые, этические, эстетические, но это не значит, что он не может быть творческой личностью. Руководство коллективом – тоже творчество. Нужно найти подход к каждому педагогу, к каждому работнику школы, к каждому ученику. Здесь творчество и срабатывает. Чтобы школа продолжала быть в лидерах, нужно очень серьёзно постараться выдавать креатив. Он идёт с должностью директора рука об руку. 
   Не только опыт руководящий, но и опыт педагогический мне помогает в том смысле, что в багаже действительно очень много проектов, которые мной задуманы и реализованы. Взять хотя бы работу с ребятами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта разработка в 2013 году принесла мне победу на районном уровне и II место на региональном конкурсе «Самый классный классный». Казалось бы, ну невозможно с трудными детьми что-то сделать, а мы сделали: поломали стереотипы о том, что эти ребята никуда не годны. Годны! Ещё как годны! 
   Что ещё? Программа «Воспитание 3D». Есть у меня также сертифицированный международный проект «Как живёшь, сосед?» о межличностных отношениях национальностей, живущих рядом. Проведён он уже дважды достаточно широко, на уровне всей России, получил сертификацию в Республике Беларусь. Ещё один проект – «Родитель на PRO-качке» – онлайн-курс для мам и пап, которые хотят обрести цифровые навыки, чтобы не отставать от своих детей, идти с ними в ногу. Он задуман для того, чтобы представители не самого молодого поколения посмотрели, что же такое цифровая среда, убедились лично: она не всегда вредна, а довольно часто очень даже хороша и полезна. 
   В этом году начнётся реализация «Уроков Роскачества». Надеюсь, они будут приняты школами всей страны. 
   Это наиболее крупные проекты. Есть около ста публикаций, имеющих сертификаты, разных уроков, мероприятий, много всего… 
   Это работа, которая приносит мне удовольствие. Лет 5 назад я всё искала своё хобби. Люблю читать, смотреть фильмы, отдыхать с внуками, путешествовать, но хотелось обрести что-то своё. И я поняла: вот же моё – создавать проекты, уроки. Говорят, чтобы получать удовольствие от работы, нужно, чтобы она стала хобби. Так и есть! 

   – Насколько объективна современная система оценки знаний? 
   – Есть формальное оценивание, есть критериальное, есть рейтинговое. Здесь мы видим разный подход и у учителей, и у детей, и у родителей. Когда мы дойдём до точки, в которой наши взгляды соединятся, когда сядем за стол переговоров и заключим некое трёхстороннее соглашение, тогда вопросов об объективности не возникнет. Есть документы, регламентирующие, за что ставится пять, четыре, три, два балла. Но не всегда оценка справедлива с точки зрения ученика. 
   Сейчас я радуюсь тому, что мы движемся в направлении персонализации образования под возможности школьника. И великим счастьем будет, когда начнём оценивать результат работы ребёнка по индивидуальным возможностям, по ученическому прогрессу. Учащийся будет чётко видеть, каких результатов добился, и эта оценка он потеряет характер поощрения или наказания, а станет формирующей. Ребёнок поймёт: я двигаюсь в своём темпе, получаю оценки выше. Нужно оценивать прогресс! Вот я за это. 

   – Есть такая проблема с точки зрения родителей: допустим, между педагогом и учеником происходит какая-то конфликтная ситуация. Как вы считаете, априори ли всегда учитель прав? 
   – Здесь смысл не в том, какой ребёнок: хороший ли, плохой, как он себя ведёт в школе. Не это играет роль. Разбираться нужно в самой ситуации. Говорить о том, что учитель априори прав, я бы поостереглась. Случаи бывают разные, по-своему они преподносятся сторонами конфликта. Хоть и сложно, но нужно разбираться в корне проблемы. И родителям нужно выстраивать с ребёнком доверительную атмосферу, потому что часто дети, недоговаривая, выгораживают себя из-за страха наказания. 
   Важно, чтобы дома главенствовало взаимоуважение. В этом случае ребёнок, оказавшись виноватым в конфликте, сможет прийти к родителям и рассказать всё как есть, зная, что мама с папой отнесутся адекватно. Важно и учителю высказывать свою позицию, не переходя на личности и на свои отношения с этим ребёнком именно как с учеником. 
   Боязнь вызова в школу родителей чаще всего основывается на опасениях, что разгорится скандал. Но в школу мы приглашаем родителей, чтобы спокойно поговорить, поставить рамки, а если ребёнок что-то натворил, пояснить, в каком направлении двигаться. Мы же не злыдни. 
   Учителям нужно вспоминать лекции по возрастной психологии, понимать, как вести себя в сложной ситуации. Да, педагогам и так тяжело, нагрузка на них большая, но мы стараемся избегать конфликтов. Доверие между учителем и ребёнком, между ребёнком и родителем, между родителем и школой крайне важно. Без этой связки никак! Она – основа школы. 

   – Большая проблема для родителей и учителей в том, что современные дети часто лишены мотивации. Как правило, в первый класс вчерашние детсадовцы идут с приятным волнением, трепетом, а заканчивают обучение в начальной школе, уже сдувшись. Что эту мотивацию убивает? 
   – В закон «Об образовании» заложена информация о том, что учебные заведения предоставляют образовательные услуги. У родителей сложилось не очень лицеприятное мнение, что учитель сродни парикмахеру: педагог предоставляет некий пакет услуг, и мотивация туда тоже входит. Но это не так. Мы реализуем, работая в школе, тот самый принцип, заложенный во ФГОС – научить учиться. Учёба сопровождает нас всю жизнь. 
   Мотивация является личной, индивидуальной. Одни дети высокомотивированные, а другим нужен определённый толчок. Одного ребёнка достаточно мотивировать тем, что, если он будет хорошо учиться, то получит в будущем достойную профессию, а с другим ребёнком это не сработает. И здесь мы опять же переходим на персонализацию, ищем к каждому особый подход. 
   А что убивает мотивацию? Убивает рутина, убивает отсутствие у ребёнка умения учиться. Если посмотреть под другим углом, отойдя от темы образования, есть у нас телевидение и интернет, есть аниматоры, которые привлекают детей яркими развлекательными шоу. Учителю приходится в гонке за внимание ученика становиться самым настоящим шоуменом, продумывать свой урок, чтобы заинтересовать ребёнка не среднестатистического, а конкретного. Дети же разные. Одному для усвоения темы нужно увидеть, другому – услышать, а третьему – потрогать. И всё это такая синергия. Порой педагогу может не хватать времени и ресурсов, но включать элементы интересных, занимательных заданий, относящихся к его предмету, или находить межпредметные связи, которые зацепят ребёнка, конечно, нужно. Мотивация – это мощная вещь, с помощью неё можно сыграть в пользу ребёнка. 
   Есть дети и взрослые с низкой мотивацией, и здесь уже ничего нельзя поделать. Как говорил великий классик: «Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». 
   Недавно один ученик сетовал: «Как столько предметов можно выучить?! У меня в голове столько не уложится! На самом деле всё прекрасно укладывается, когда подано интересно, когда ребёнок понимает, зачем он эти знания получает. 
   Школьник будет отвечать на уроке, работать, выкладываться. Учитель, естественно, получит удовольствие от осознания, что предмет его важен и нужен. Урок не должен быть скучным априори. 
   Школа – это микромир, который готовит к большому миру, помогает детям понять, как устроена жизнь, как налаживать отношения с людьми, какое значение имеет социализация и профориентация. 
   Мечтаю, чтобы глаза у детей, педагогов и родителей горели от радости, чтобы к нам приходили и говорили: «Как у вас в школе здорово!» 
   Анна ГУСЬКОВА Фото Юрия ХВОСТОВА
Гость в редакции. Ирина Лукина
Просмотров: 1500

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос