Серафима краса – дивная коса

Главная / Новости / События / Серафима краса – дивная коса
22.09.2023
Серафима краса – дивная коса
   Для молодого поколения Великая Отечественная война – это лишь история из далекого прошлого. Для труженицы тыла, ветерана труда, потомственной железнодорожницы Серафимы Васильевны Желтухиной, отметившей в августе этого года свой 90-летний юбилей, это не просто история, это её жизнь. При одном только упоминании о войне у этой волевой, сильной женщины затуманивается взгляд и из глаз непроизвольно льются слёзы, дрожит голос… Она вновь в своих воспоминаниях переживает все ужасные испытания, выпавшие на её долю.

   Детство кончилось рано 
   Серафима Панюшкина родилась в деревне Печёнкино Попковского сельсовета. Она росла в многодетной семье, до начала Великой Отечественной войны, детей у Панюшкиных было восемь. Младший Виктор родился 9 мая 1941 года. Серафима отчётливо помнит, как маму Анну Васильевну поздравляли, как чествовали семью, подарили швейную машинку, как она и старшие дети с отцом Василием Прохоровичем на лошади ездили на торговую базу, где всем выбирали одежду, обувь, как говорится, одели с ног до головы. В период войны и после её окончания в семье родятся ещё трое детей, и Анне Васильевне Панюшкиной, родившей 11 детей, присвоят звание «Мать-героиня». 
   Деревенская жизнь лёгкой никогда не была, и поэтому детвора быстро привыкала к тому, что труд и помощь старшим – занятие само собой разумеющееся. Огород, домашнее хозяйство, помощь по дому – всё спорилось в руках маленькой Серафимы, она была четвёртым по счёту ребёнком. 
   Война разрушила все планы большой дружной семьи. Отец работал на железной дороге в Сухиничах, поэтому на фронт не ушёл, да и железная дорога сразу стала военным объектом, и Василий Прохорович постоянно был на службе. 

   Семилетняя Серафима познала все тяготы войны в таком раннем возрасте, когда дети ещё играют в куклы и ходят на занятия в школу, а не мечтают, как она в их годы, дожить до завтрашнего дня, думая о том, где достать еду. 

   – Бомбить начали уже через месяц, как объявили войну. У нас под домом был кирпичный подвал, где мы укрывались от немцев. В октябре немцы уже были в деревне. Отец и с ним ещё восемь человек ночью покинули деревню. По рассказам отца, три дня пешком они добирались до Брянска. На станции подошли к солдатам, охранявшим эшелон, у них проверили документы и отца с товарищем повели в лес. Когда шли мимо товарного поезда, один вагон с рассыпанным кусковым сахаром был открыт, и им приказали набрать столько, сколько унесут. Отец снял майку, завязал мешком и понёс сахар в отряд к партизанам. Всё это он нам рассказал спустя почти год, когда нашёл нас после освобождения Сухиничей, – Серафима Васильевна замолчала, утирая платком непроизвольно текущие слёзы. Дочь Галина и сын Виктор стали успокаивать мать, налили горячего чая, просили не волноваться. Их любовь и поддержка помогли Серафиме Васильевне справиться с волнением. 

   Под конвоем немцев 
   Оккупировав Сухиничи, враг стал угонять население в плен – на работу в Германию. Не повезло и Серафиме и её родным. Как ни прятались они все в подвале, немцы их нашли. Анну Васильевну Панюшкину с её восьмью детьми, уже старенькой матерью да двумя детьми двоюродных братьев из Москвы, которые каждое лето приезжали на отдых в Печёнкино, на лошадях повезли в неизвестном направлении. Потом с повозок погрузили в машины и привезли в Урицкий (Брянск). 

   Разместили пленных в трёх больших бараках. Взрослых и детей постарше гоняли на работы, кормили скудно. Сколько это продолжалось, Серафима Васильевна до сих пор не может сказать. Ей казалось, что там в холоде и голоде они пробыли целую вечность. 

   Шли бои за Брянск, враг удерживал позиции, два барака разбомбили, и немцы срочно переправили пленных в Белоруссию. Третий барак, где находились Панюшкины, уцелел, поэтому они задержались в Урицком. На какой-то период нашей армии удалось отбросить врага из Брянска, солдаты освободили барак и распустили мирное население по домам. Пять дней семья Панюшкиных добиралась до деревни. Приходилось ночевать в холодных сараях, но люди с пониманием относились к беженцам. 
   – Помню, в селе Красном принесли нам гороховые лепёшки, кто что мог, то и давал. Пришли в Печёнкино, а дом наш сгорел, только подвал остался. Там нас отец и нашёл. Его из брянских лесов доставили на военном самолёте, который сел на ипподроме в Сухиничах. Отец был бригадиром на железной дороге, и его руки были нужнее здесь, нежели в партизанах. Дали нам жильё в бараке на 265 километре московской железной дороги. 
   Ещё до встречи с отцом у нас случилась беда: погиб мой брат Миша. В одной землянке они с девчонкой Раей Чубыкиной нашли ящик с немецкими игрушками, а среди них – гранаты, они были блестящими, как игрушки, дети стали их рассматривать и взорвались, – Серафима Васильевна замолчала, утёрла слёзы и продолжила свой рассказ. 

   – Много горя я видела, однако радость Победы не передать словами. Когда мы услышали победный гудок паровоза и долгожданное слово «Победа!» я не удержалась, с одним пареньком побежали на станцию. Там напротив вокзала стоял паровоз, и машинист давал гудок. Было много народа, все обнимались плакали и повторяли: «Победа! Победа!» – вспоминает Серафима Васильевна. 

   Мирная жизнь 
   Серафима окончила 7 классов и пошла работать на железную дорогу. До совершеннолетия зажигала керосиновые фонари: они применялись для освещения и обозначения места работ на путях. Затем ей доверили склад, а потом способная ученица обучилась на приёмщицу поездов. Работала по сменам, своим трудолюбием и старательностью заслужила доверие руководства, и её поставили старшей в смене. 
   Почти сорок лет Серафима Васильевна обеспечивала сохранность грузов при транспортировке по железной дороге. Неоднократно поощрялась ценными подарками, её портрет украшал Доску почёта среди железнодорожников, с почестями ушла на заслуженный отдых. 
   Кстати, её брат Пётр тоже стал железнодорожником, он трудился старшим мастером ПЧ-48. 
   Здесь, на железной дороге, Серафима повстречала и свою судьбу: бригадир ПЧ-48 Алексей Желтухин не смог пройти мимо такой красавицы с двумя пшеничными косами на груди. Встречались недолго, сыграли свадьбу, и молодую жену Алексей привёл в отчий дом в деревне Гусово. Встретили невестку с любовью. Свёкор Алексей Михайлович Желтухин – железнодорожник, связист орденоносец, ветеран Великой Отечественной войны – часто беседовал с Серафимой, рассказывал о своём боевом пути: он дошёл до Берлина. 
   У Серафимы с Алексеем первыми родились двойняшки – Галя и Таня. Спустя несколько лет – сын Виктор. Много с тех пор воды утекло. Выросли и повзрослели дети, затем внук и внучки (их четверо), правнук окончил военную академию и служит Родине. Жаль, что этого уже не видит муж Серафимы Васильевны… Но зато рядом её дети. Дочери купили себе домики в Гусове, да и сын Виктор часто приезжает в отчий дом. Так что одинокой долгожительница себя не чувствует. 
   Тамара Вдовенко, обозреватель Фото автора и из семейного архива Серафимы Васильевны Желтухиной
Просмотров: 468

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос