Полезные ссылки
|
Родник жизни29.09.2021 Газета «Организатор» от 25 июля 1972 год
Обычно любой юбилей отмечается пышно – на банкетах произносятся торжественные речи, щедро поздравляют юбиляра и желают всяческих благ. Наш юбилей отмечается своеобразно, может быть это связано со спецификой производства. Я учительница, вернее пенсионерка, но сейчас я хочу сбросить с плеч тяжелый груз прожитых лет и, как свойственно пожилым людям, кое-что вспомнить. А вспомнить мне есть что. Ведь 1972 год для Меховской школы является юбилейным. Год её основания – 1872, ровно 100 лет прошло с тех пор. Сто лет – срок немалый. Как же всё начиналось? О далеком прошлом я узнала из рассказов своей матери – учительницы В.Н.Соколовой, из рассказов старожилов, а в частности от плотника Ионкина.
Переезд
Крестьяне тяжело срывались с насиженного места. Делают они это в крайнем случае.
9 лет было моей матери, когда дедушка решил переселиться со своей семьей из села Усты в Меховое, где сразу же занял место умершего священника Соколова. С кончиной дьячка прекратились не только молебны, но и учение. Дети зажиточных крестьян учились у дьячка в церковной сторожке. Дети бедняков были лишены возможности набираться ума, так как за обучение нужно было платить. Девочки же вообще не учились. Правда, некоторые всё же умудрялись кое-что перенять у своих братьев.
Домашний врач
Потекла размеренная крестьянская жизнь, которая несколько оживлялась с приездом на летние каникулы младшего брата матери, который учился в Московском университете на медицинском факультете. Но отдыхать особенно ему не приходилось. Дом наш превращался в поликлинику, куда толпами шли крестьяне, только заслышав о приезде «дохтура». И студент Лебедев не терял времени даром, а занимался врачебной практикой. Причем занимался не только лечением, но и присматривался к людям. Он заметил, что крестьянские дети тянутся к знаниям, а школы в селе нет. Энергичный, впечатлительный юноша быстро загорелся идеей постройки школы и целиком отдался хлопотам. Неоднократно он ездил в Козельское земство, там уже лежали протоколы крестьянских сходов с просьбами о разрешении постройки школы.
Через два года земство разрешило открыть в Меховом школу, но с условием, что здание крестьяне построят своими силами и на свои средства.
В свое время жил в Меховом князь Куракин со своим управляющим С.Г.Иващенко. Барская контора – красивый дом на каменном фундаменте со светелкой и балконом, крытый под железо. Это здание прекрасно сохранилось. После войны оно было переделано под школу, где и сейчас ещё находятся начальные классы Меховской школы. В деревне выделялся и другой дом, добротный барский амбар – пятистенка с полами и потолками, длинными высокими закромами из толстых горбылей. Амбар этот находился в ведении Иващенко. Управляющий слыл хорошим человеком, не злым, да и выходцем он был из крестьянского рода. Крестьяне обратились к нему с просьбой продать им этот амбар под школу. Ответ управляющего был более чем гуманным:
- Барин давно в Питер укатил, - сказал он с усмешкой, - а про амбар и думать забыл. Мне он не нужен. Берите на доброе дело.
Школа у дороги
Умелые руки крестьян-плотников быстро превратили амбар в школу: стены обили картоном, потолки побелили, сменили венцы, проконопатили. Получилось два просторных класса. Не забыли и про учителей. Для них тоже была отведена комната с одним окном. Вот так и появилась школа на бугорке у самой дороги.
Не стало дело и за учителями. Они были найдены скоро. Первыми «сеятелями знаний» стали дочь умершего священника Соколова Ольга Николаевна Соколова и её муж Александр Викторович. Первым делом они обошли окрестные деревни: Дубровку, Егорье, Панково, Музалевку и Янушино, где побеседовали с родителями и составили список детей, подходящих для обучения. Таких набралось около сто человек. И вот настал торжественный день, день открытия школы.
Памятный день
На торжественное открытие школы приехал председатель земства и привез с собой все необходимые атрибуты – две иконы и два царских портрета, которыми он собственноручно украсил классные стены. Приглашенные родители чинно отстояли молебен. Здесь же присутствовала и моя мать. Ей в то время было 15 лет. Она была очень дружна с сестрой учительницы – Варечкой.
Занятия в школе начинались тогда поздно, по окончании осенне-полевых работ и после того, как ребята переставали гонять в ночное лошадей. В первом классе учились мальчики разного возраста – от 9 до 15 лет. Во втором классе учились те, кто обучался у дьяка, и три девочки, постигавшие азы грамоты у своих братьев. В третьем классе было 9 мальчиков и ни одной девочки. Их вообще неохотно отпускали в школу, так как девочки помогали по дому, выполняли роль нянек, а некоторые дети просто боялись идти в школу, и для этого были основания.
Методы воспитания
Провинившихся учеников супруги Соколовы оставляли без обеда, ставили на колени. Восемь лет проработали они и уехали в Малоярославец. А вместо Соколовых была назначена старшей учительницей Мария Петровна Смирнова и младшей – Варечка, сестра уехавшей Соколовой.
Мария Петровна была близкой подругой мамы и часто приходила в наш дом. Была она веселой, общительной и очень миловидной девушкой. Ученики её любили, слушались и учились старательно. Мария Петровна была одной из тех инициативных людей, которые не щадили себя, не жалели ни сил, ни времени.
Доброе зерна
Вскоре после приезда Марии Петровны и благодаря её стараниям, в Меховом была открыта воскресная школа, где обучались грамоте взрослые. Эти добрые зерна быстро дали хорошие всходы. Но Мария Петровна внезапно уехала. Мне в ту пору было 8 лет, я её очень хорошо помню, помню, как все жалели об её отъезде и скучали по ней. Но вскоре другое более важное событие сгладило мои переживания. Я пошла в первый класс. Это было в 1897 году.
Я, конечно, не подозревала тогда, что вся моя жизнь накрепко будет связана с этой школой. Люди, как реки, бегут, шумят, меняют русла. А моё русло не изменилось, если только порядком высохло, но до сих пор бьют сильные родники, которые дают силы моей реке
В первый класс
В первый класс привел меня отец. Помню, как тесным кольцом окружили меня ребята, они смотрели на меня, как на какое-то чудо. Чем же я так удивила ребят? Ещё бы! На мне было розовое платьице, а не холстинная рубашка. Был на мне и белый фартучек с карманчиком, из которого выглядывал белый платочек, на ногах башмачки, а не лапти. И голова у меня была стриженая и без платочка. А как же были одеты крестьянские дети? На девочках длинные холстинные белые рубашки с длинными рукавами. Подолы и верхняя часть рукавов были красные, узорчатые. Рубашки надевались на голое тело и подпоясывались самодельным поясом, но не по талии, а под живот. Спереди рубашка вздергивалась, получался небольшой напуск – пазуха или колышка. В этих колышках девочки носили все свое самое сокровенное: ленточки, разноцветные лоскутки, кусочки сахара, бумажки от конфет. Сверху рубашки надевалась занавеска – фартук с плечиками. Головы всех девочек были повязаны платками. Платочки не снимались и на уроках. Мальчики же носили красные, синие холстинные рубашки и такие же штаны, на ногах лапти. И несмотря на то, что со дня открытия школы до времени моего поступления прошло 25 лет, одежда школьников нисколько не изменилась. Ни у одной девочки во всех трех классах не было ситцевого сарафана. Так бедно жили крестьяне в то время. Простой ситец считался у них роскошью. Верхней одеждой были зипуны и шубы, сшитые с многочисленными сборками. Одежда эта была тяжелой и неудобной.
Мои впечатления
В первом классе стояло 8 многоместных парт по две в ширину и по 4 в длину. Напротив висела классная доска, в углу икона, на другой стене висел царский портрет. Девочки сидели отдельно от мальчиков. У мальчиков было теснее. За партами сидело по 6-7 человек. Меня посадили на первую парту. На перемене ко мне подбежал шустрый мальчик из второго класса, показал язык и трижды звонко прокричал: «Стрижка-ярыжка»! Вокруг все засмеялись. А я, ко всеобщему удивлению, тоже рассмеялась. На следующий день я пришла в школу раньше всех. В школе был один сторож. В этот день мальчишки вспомнили дразнилку, но сторож прикрикнул на ребят: «Не трожьте её, а то она учительнице пожалуется». Но я на это крикнула: «А вот и не скажу, никому не скажу!»
От отца я не раз слышала, что ябедничать не хорошо. С ребятами я скоро подружилась. Полетели школьные дни, до краев наполненные горестями и радостями.
Во время урока письма из-за тесноты у мальчиков часто возникали драки. Варвара Николаевна вытаскивала драчунов за волосы и ставила на колени. За кляксу или некрасиво написанную букву драла ребят за уши, за волосы и оставляла без обеда. Сколько из-за этого было пролито ребячьих слез! Особенно доставалось девочкам. На перемене мальчишки дергали их за косички, стаскивали с головы платок, и самое обидное – отнимали девичьи сокровища.
Перемена к лучшему
Родители считали Варвару Николаевну настоящей учительницей, потому что её взгляды полностью совпадали с их взглядами. Родители считали, что только жестокими наказаниями и битьем можно воспитать хорошего человека. Ученики же, особенно девочки, напротив, боялись совей учительницы и не любили её. Во втором классе меня стала учить Вера Михайловна Жукова. Она была прямой противоположностью нашей учительницы. По характеру Вера Михайловна была человеком тихим, спокойным, но очень настойчивым. Ученики сразу полюбили её, и она к ним тоже относилась по-доброму: не кричала, не стучала кулаком по столу, не топала ногами, а за невыученный урок оставляла ученика после занятий, но не без обеда, как это делалось раньше. Заставляла переписать и сделать уроки правильно. Вера Михайловна стала часто заниматься с отстающими. Она никогда не драла за уши и не била ребят, больше внимания уделяла обучению ребят устному счету, которому придавала большое значение. Поэтому каждый урок начинался у нас с устного счета.
Третий класс у нас был выпускным. Школу ребята оканчивали с хорошими знаниями, а почерки у всех были прекрасные. Но самое главное – учились ребята с желанием, и каждый день в школе был для них радостным. Но по-прежнему очень мало училось девочек. В семьях малоземельных крестьян не хватало хлеба даже до Нового года. Выручал холст. Его продавали, а на вырученные деньги покупали хлеб, соль, спички и керосин. Холста нужно было много, и поэтому девочек сажали за прялку. Когда я поступила в первый класс, было 16 девочек, а в третьем осталось только три.
Много лет спустя
Ребята очень любили Веру Михайловну, да и взрослые относились к ней с большим уважением. Пока Вера Михайловна работала в Меховской школе, в моей жизни произошло одно важное событие. Я решила стать учительницей и поступила Калужское епархиальное женское училище. Окончила 7 классов и получила звание учителя начальной школы. В августе 1903 года Козельским уездным земством я была назначена в Меховскую школу старшей учительницей или, употребляя современный термин, заведующей.
Прошло много лет. И все эти годы были накрепко связаны у меня со школой. Сейчас я уже на пенсии, но до сих пор отчетливо помню, казалось бы, самый мелкий штрих из школьной жизни. Это потому, что до сих пор бьют сильные родники, дающие силу моей реке. И каждый новый учебный год я по-прежнему жду с огромным волнением, у меня такое чувство, будто мне снова предстоит войти в класс с классным журналом в руках и начать урок. И когда я смотрю на нарядных ребят, спешащих в школу с букетами цветов, вижу их сияющие глаза, мое сердце наполняется радостью. Счастливое племя. Ещё радостнее становится мне от мысли, что позади все трудные годы, которые прошли недаром. А наш труд окупился сторицей.
К.Кнурова
Деревня Меховое
Газета
«Организатор» от 25 июля 1972 год
Просмотров: 4428
КомментарииОставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Все новости
Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»! Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. |
Народные новости
Лента новостей
22.02.2024 Приоритеты первой сессии 19.02.2024 В Калужской области более 600 человек зарегистрировались волонтерами на ФКГС 19.02.2024 «Лучший школьный музей воинской славы» 16.02.2024 Новое в законодательстве на 15.02.2024 08.02.2024 От Олимпийских Игр к современному комплексу ГТО 07.02.2024 Андрей Голубев: «Разжигание межнациональной розни считается преступным поступком, подрывающим мир и согласие» 06.02.2024 ГТО: Продукты, полезные для сердца и сосудов 05.02.2024 В Калужской области продолжается набор волонтеров Всероссийского голосования за объекты благоустройства 04.02.2024 Дмитрий Дроздов, боец СВО: «Наша задача - не пустить зло сюда» Опрос
|
Сетевое издание «Организатор.ru» Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 16+
|
Все материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ «Сухиничская редакция газеты «Организатор». Любое использование допускается только при согласовании с редакцией и обязательной гиперссылкой на сайт. |
Издатель и учредитель: МАУ "Сухиничская редакция газеты "Организатор" Адрес редакции: 249270 Калужская обл., Сухиничский район, div >
|