Откуда есть пошла земля сухиничская?

Главная / Новости / Машина времени / Откуда есть пошла земля сухиничская?
06.08.2022
Откуда есть пошла земля сухиничская?
   Сухиничи – один из немногих старинных русских городов, сумевший сохранить очарование прошлых веков: тихие живописные улочки, утопающие в зелени, невысокая этажность застройки, архитектура царских времен, дома с затейливыми узорами и лепниной, сложенные из красного кирпича… Но вот откуда Сухиничи получили своё название? Здесь было мало воды и оттого место сухое? Или же Сухиничи основали помещики Сухинины? А может, город приобрел своё имя благодаря разбойнику Сухину? Давайте проведём небольшой экскурс в прошлое и попробуем выяснить, какая версия является наиболее правдоподобной. 

   Город на холме 
   Впервые Сухиничи упоминаются в метриках Великого Княжества Литовского, где перечислены владения мезецких князей, которые они выслужили у Витовта. Запись сделана около 1440 года. Но стоит учесть, что сами Сухиничи не основались одномоментно в это же время, а уже находились на своём месте, возможно, под другим названием. О подробностях жизни Сухиничей до 1500-х годов остаётся только догадываться. А вот далее понемногу картина начинает проясняться. 
   Начнём, пожалуй, с Козельского уезда. Во-первых, потому что в него изначально входили нынешние сухиничские земли, а во-вторых, о Козельске известно больше информации, которая может помочь в изучении Сухиничей и его окрестностей. К тому же расстояние между городами не так велико, что позволяет попытаться рассмотреть их в тесной связке друг с другом. 
   Козельский уезд был образован в XVI веке, в 1570 году вошёл в опричнину. Припоминаем школьные уроки истории. Опричнина – это личные владения царя Ивана Грозного, особая территория с войском и управляющим аппаратом. Появление опричнины на Руси было связано с ухудшением положения народа из-за неурожая, голода, начавшихся войн и пожаров, вызванных в течение многих годов исключительно жарким летом. Изымались в пользу государства самые богатые области России, имеющие большой торговый потенциал и плодородные земли. То есть сухиничская земля уже тогда считалась благодатной, из-за чего в составе Козельского уезда была наделена особым статусом, стала принадлежать лично царю и должна была иметь своё войско, защищавшее близкие торговые пути и урожаи. 
   В XVII веке Сухиничам и окрестностям суждено было пережить Смутное время. Ужаснуться тому, что происходило на Руси и во всём мире в «лихолетье», выпавшее на правление Бориса Годунова, можно прочитав стихотворение К. Бальмонта «В глухие дни», основанное на реальном предании. Если не поверите поэту, вот выдержки из книги Е.П. Борисенкова «Экстремальные природные явления в русских летописях XI–XVII вв.»: 
   – 1601 год – Русская земля – дождливое лето, в течение 70 дней дождь, затем заморозки, снег. Н. Карамзин писал: «Весною 1601 года небо омрачилось густою тьмою и дожди лили в течение 10 недель непрестанно, так что сельские жители пришли в ужас». 
   – 1603 год – эпидемия, живые не успевали погребать мёртвых. 
   – 1604 год – с середины марта сильные дожди, летом сильные наводнения и град. 
   – 1605 год – моровое поветрие. – 1606 год – многоводный год. 
   – 1607 год – наводнения, великие морозы на Русской земле. 
   – 1608 год – многоснежная зима, паводки, сильные дожди. Эпидемии (оспа, бешенство). 
   – 1620 год – великая вода 6 января. Великий пост – великий снег и мороз лютый. Воскресение Христово – болото великое по колено. 1 ноября – землетрясение (в некоторых источниках говорится, что «великая вода» пришла быстро, за одну ночь, и держалась долго. Потому на Христово Воскресение ещё стояло болото. – Прим. авт.) 
   – 1625 год – очень высокое половодье (25 марта–9 мая) стояло не убываючи, в течении всего лета люди передвигались на лодках. 
   А теперь представьте, как разливалась Брынь от 3-месячных дождей, не забывая учитывать, что раньше река была гораздо полноводнее. И здесь название Сухиничи кажется вполне уместным, не правда ли? Но, возможно, большая вода полностью не затопила город, стоящий на холме, входящем в Мещовско-Козельское ополье. А это и есть небольшие сухие возвышенности с плодородной землёй, поднимающиеся над уровнем моря на 170–230 метров. 

   Не были захудалой провинцией 
   Но вернёмся к Козельскому уезду, земли которого вновь розданы помещикам к 1626 году, уже после окончания Смутного времени. Исключение составила южная часть уезда, где была образована дворцовая Дудинская волость. Обратимся к переписи землевладельцев по Козельску за 1646 год, где написано, что в царскую волость, помимо прочих, входили ныне сухиничские поселения: Хотень, Рождествено и Усты. Из которых два первых – пашенные, а Усты – бортное, т.е. здесь занимались бортничеством или добычей мёда. Данные о земледелии рассмотрим чуть позже. А вот о том, что в окрестностях Сухиничей раньше добывали в том числе мёд для царского двора, свидетельствуют названия населённых пунктов и рек на старых картах: несколько сёл Бортных (от «борти»), несколько Колодезей (по В.Далю – «колодезь» то же самое, что и «колода, борть»), деревни Медынки (говорят сами за себя) и речка Медведка (от «мёд ведать»). Думается, что и нынешнее обилие лип в самих Сухиничах – возможный отголосок тех лет. 
   Также из переписи земельных владений 1646 года можно узнать, что присёлок Воронета – Сухиничи, деревни Гусово, Тросна, Ханчиково, Перновичи (сейчас на этом месте микрорайон Сухиничи-Главные) являлись вотчиной Вознесенского Московского девичьего монастыря «в Кремле – городе у Фроловских ворот». На сайте сухиничской администрации в разделе «История» написано, что «1552 году вольное село Сухиничи царь Фёдор подарил Вознесенскому девичьему монастырю, который находился в Московском Кремле». Но царь Фёдор Иванович не мог сделать такого подарка, ибо в мае 1552 года он только родился и править начал лишь с 1584 года. А в 1552 году во главе Руси стоял его отец – Иван Грозный. И здесь либо с царями путаница случилась, либо Фёдор Иванович презентовал Сухиничи Вознесенскому монастырю позже. В другом источнике фигурирует дата 1592 год, что уже более похоже на правду. Но, как ни крути, снова получается, что эти места не были захудалой провинцией. О Сухиничах знали в самом Кремле! 
   Далее история умалчивает, каким образом, но в экономическом описании к карте генерального плана межевания (далее ПГМ) Козельского уезда 1782 года можно увидеть, что «село Сухиничи сѣ деревнями Перновичами, Тросной, Ханчиковой [в собственности] Экономическаго вѣдомства, что прежде было дорогошанского монастыря». То есть получается, что до реформы Екатерины второй 1764 года, которая предполагала изъятие монастырских и церковных земель в пользу государства, Сухиничи с деревнями принадлежали уже не Вознесенскому, а Дорогошанскому монастырю. 

   Для справки: 
   Дорогошанский мужской монастырь располагался в селе Дорогошань (ныне Зимницы) Сухиничского стана. По легенде в 1611 году основан двумя стольниками царя Романова Алексея Михайловича – братьями Кириллом и Романом Аристарховичами. Братья являлись монахами соболёвского Георгиевского монастыря. Вообще, ситуация с дорогошанским монастырём, с его основанием в годы «лихолетья» и земельными владениями достаточно запутана. В общей связи «Дорогошанский монастырь – Сухиничи – соболёвский Георгиевсий монастырь» попробуем разобраться отдельно. Но, как говорится, дело ясное, что дело тёмное. Да, конечно, в записях могли напутать, сделать ошибку, но названия Московского Вознесенского и Дорогошанского монастырей совсем не похожи друг на друга и во втором варианте отсутствует упоминание о населённых пунктах Гусово и Воронеты, а сами Сухиничи изменили статус «присёлка» на «село». Похоже, записи всё же разные, а данные о передаче Сухиничей между монастырями могли не сохраниться.

   Примета Сухиничей – мельницы и ветряки 
   Из того же экономического описания 1782 года можно узнать ещё немного: «Село [Сухиничи] и деревня Перновичи на лѣвой сторонѣ рѣчки Брыни, на которой о двухъ поставахъ мушная мельница; въ селѣ двѣ церькви каменныя, Владимирской Пресвятыя Богородицы и Афанасiя Александрiйскаго, и бываетъ каждую недѣлю торгъ, на которой съѣзжаются изъ ближайшихъ селенiевъ и торгуютъ разными деревенскими продуктами».
   Что интересно, в графе «леса» стоит прочерк. Их в 1782 году близ Сухиничей не произрастало совсем. Не особо понятно становится тогда, в каких дебрях прятались последователи «брынской веры»... Однако лес, смешиваясь с большими покосами и неудобным местами (оврагами, болотинами и пр.), отдельными кусками произрастал по всему Козельскому уезду. Но более всего его было в соседнем Жиздринском. А вот вдоль Брыни при сухиничских землях – пусто. 
   Зато с пашнями всё достаточно ясно. Их подле Сухиничей насчитывалось около 1 600 гектаров. В среднем с такой площади, если за основу брать учётные таблицы того времени, можно было собрать 640 тонн зерна. А целиком с 150 400 гектаров Козельского уезда – около 60 000 тонн зерновых. Это почти 952 гружёных товарных вагонов. Трудно поверить, что такие земельные масштабы обрабатывались не спецтехникой, а людскими руками и с помощью лошадей. 
   О том, что приходилось перемалывать большое количество зерна в муку, свидетельствует наличие 5 ветряных мельниц в самих Сухиничах, располагавшихся в районе от центральной больницы до торгового центра на Угольных, и одна водяная мельница на речке Брыни за улицей Покрышкина. Также любопытно наличие множества ветряков именно на пути из Сухиничей в Козельск: в Мурдасове и Клёсове – по 5 штук, в Старинке – 6, в Меховом – 5. В самом Козельске на удивление ветряных мельниц на карте не наблюдается.
   Рассмотрим данные в цифрах, чтобы иметь представление о работе ветряков. Одна мельница строилась на несколько селений и обслуживала площадь до 20 километров. 27 мельниц между Сухиничами и Козельском могли обработать посевы с площади 540 километров. Используя даровую силу ветра, мельничные жернова за сутки перемалывали до 6 тонн зерна, за неделю – до 42 тонн. 27 ветряков за неделю перерабатывали объём в 1 134 тонны. Этого количества муки хватило бы, чтобы загрузить 18 вагонов товарного состава. За месяц же одна мельница могла намолоть 180 тонн муки (почти 3 вагона), у 27 мельниц – выход в 4 860 тонн или 77 вагонов муки. Водяная мельница перемалывала ещё большее количество зерна. В исторических хрониках упоминается обьём 300 тонн за сутки. Впечатляет! 

   Сухой припас
   А мы переходим к названию Сухиничей. И всё-таки, почему же Сухиничи? Не берём пока в расчёт ни помещиков, ни разбойника с похожими фамилиями. Рассмотрим иную версию, основанную на устаревшей трактовке названий этой местности. И тогда всё проще, чем казалось. 
   Итак, имеем: город Сухиничи на речке Брынь. Заглянем в толковый словарь В.И.Даля: «брынеть, брунеть, бронеть» – дозревать, спеть, наливаться, рдеть. «Брын, брон, брун» – колос растения, свислый кистями в одну сторону. «Ой зацвела маковочка, начала брынети», – поётся в старой песне. То есть раньше в этих местах, по берегам Брыни, протянувшейся аж на 81 километр, колосились поля, что и подтверждают старые карты. 
   Издревле Калужская область экспортировала зерно в другие города и страны. Обратите внимание на гербы соседних районов: Мещовск – колосья на гербе, Серпейск – серп для уборки колосьев, Перемышль – два снопа по берегам реки, Бабынино – колос и сноп, Думиничи – охапка колосьев. Сухиничи не были исключением. Испокон веков в наших местах выращивали и собирали большие урожаи зерновых и, вероятно, сушили их в Сухиничах – в сухом месте, на возвышенности. Отсюда же «сухой припас», то есть хлебный. Зерно в муку перемалывали здесь же. Выше упоминалось обилие мельниц в округе. А сам город, должно быть, действительно образовался примерно в одно время с Козельском. 
   Убедиться, что места эти уже с первых упоминаний о Козельске связаны с хлебом, мы можем в исследовании кандидата исторических наук В. Н. Зубкова, который пишет: «Козельск был известен на востоке как один из центров торговли хлебом. В древности козёл не был оскорбительным прозвищем, он был символом, божеством хлебного поля. Имя Козельска означает «хлебный город». Основной массив товарного хлеба поступал на рынок Козельска с чернозёмов Мещовского ополья». В Мещовское ополье, как написано выше, Сухиничи входили тоже. 
   Встречается и ещё одна интересная версия о происхождении имени Козельска, которая не противоречит в целом по смыслу В.Н. Зубкову. Козлы ведь не только представители животного мира. «КозлИны» или «кОзлы» – это сооружения для сушки снопов. Как выглядят кОзлы, вам расскажет любой деревенский житель: на них до сих пор пилят дрова. Идеально сушить снопы на козлинах на солнце при лёгком ветре. Самое подходящее место – яр, то есть крутой высокий берег реки, ведь там в любую погоду дует ветерок. Именно на таком месте, на яру, и были расположены Сухиничи и Козельск. 
   Сушили зерно в старину не только на козлах, но и в овинах. Однако сушка на козлах давала зерно более высокого качества. Хлеб овинной сушки имеет в сравнении с зерном естественной сушки иной вкус, зерно в овине прокоптилось дымом, поэтому и вкус хлеба хуже. И поныне в Калужской области немало «говорящих» названий: Большие и Малые Козлы, Малые и Большие Сушки и прочее. 
   Когда же этими местами владело Великое Княжество Литовское, «расклад» был примерно такой же. Их божество полей – Пяркунас – изображалось в том числе и в образе козла. Ну и не могли литовцы не заметить такое выгодное место на высоком холме возле реки и не обжить его. Что они и сделали. Тем более Сухиничи – под боком у Козельска с торговой пристанью. Хотя вопрос, кто у кого под боком, спорный. Потому как Козельск возвышается над уровнем моря на 170, а Сухиничи на 212 метров. Да и в самих Сухиничах тоже должна была быть пристань, чтобы переправлять грузы из Брыни в Жиздру. 
   Всё вышеперечисленное подтверждает, что примерно с XII–XIII веков (а возможно, и ранее) по берегам Брыни, в окрестностях Сухиничей выращивали, обрабатывали и хранили зерно, пекли хлеб, отправляли на экспорт в другие страны. А сами Сухиничи были важной составляющей в этом процессе. Этакая заводская производственно-распределительная площадка и большой элеватор. Но вот вопрос, где в Сухиничах хранили такие объёмы зерна? Склады, скорее всего, были подземными. 

   А был ли разбойник Сухин? 
   Теперь вернёмся к помещикам и разбойникам. Да, вероятно, были помещики с фамилией Сухинины, жившие неподалёку. Но тогда их фамилия – это производная от места «сухиничи», а не наоборот. Разбойник Сухин тоже вполне себе мог существовать в этих местах, но, скорее всего, именно в годы «лихолетья» при Борисе Годунове. И это неудивительно, за кусок хлеба или же за землю, которой не коснулись (или мало коснулись) природные катаклизмы, могли лишить жизни. Думается, что так и происходило. Разбойник или, вернее сказать, ставший разбойником в силу сложившихся обстоятельств, мог быть уцелевшим жителем этих мест по имени/фамилии Сухин или просто сухиничанин (и в том, и в другом случае, опять же, производная от места жительства) или группа людей, укрывшаяся здесь с запасом зерна, хлеба и посевного материала и, конечно же, оборонявшаяся от других. Позже эти люди и возродили Сухиничи. В остальные же времена земли эти с речными и сухопутными торговыми путями, с плодородной землёй, обильными урожаями, запасами зерна и уже готовым товарным хлебом должны были находиться под неусыпным контролем правителей. Недосмотр и плохая охрана грозили переходом подобных территорий из рук в руки.
   А как же быть с версией, по которой название Брынь произошло от былинного города Дебрянск, которому, в свою очередь, дали имя в честь тех самых лесных «дебрей», росших вдоль речки Брыни? Скорее всего, изначально было наоборот. «Дѣбрянск», как видно, писался раньше через букву «ѣ» (ять). Но только в московском диалекте «ѣ» читали как «е». В других же диалектах и славянских языках эту букву произносили по-разному, но не как «е». Помимо прочего, эта буква должна была всегда находиться под ударением. Город, вероятно, назывался ДОбрынск (ударение на О), то есть до Брыни – до места, где простирались поля без края и зрели колосья. А вот уже после Брыни, возможно, и начинались леса. Дремучими они были или просто их было больше по мнению тех, кто всю жизнь жил в брынских полях, покосах да перелесках, об этом можно только догадываться. Если же совсем углубляться, то слово «дебрынь» могло также означать заросшие долины, овраги и просто неосвоенные, неизвестные места. Опять же, не забываем Смутное время! Нам доподлинно неизвестно, что здесь происходило. Могло случиться так, что большинство населения погибло, как следствие, земля не обрабатывалась и заросла лесом – «дебрями». А потом уже началась неразбериха с названиями. 

   Сказка ложь, да в ней намёк 
   Как было на самом деле, мы уже, скорее всего, никогда не узнаем. Ценные архивы имеют привычку гореть или пропадать без вести. Сами краеведы и историки признают, что у нас нет документов старше 300 лет, а то, что есть, – это всего лишь перепись с оригиналов, произведённая в XVIII–XIX веках. Достоверно ли всё это переписали? Как знать... Официальные источники имеют свойство противоречить друг другу. Нам лишь остаётся быть более наблюдательными, хранить предания и легенды своего края, передавать их следующим поколениям. Ведь изначально на основе таких вот сказаний, преданий, былин и легенд предками составлялись летописи. И недаром в конце каждой сказки добавляли прИсказку: «Сказка ложь, да в ней намёк». Данное исследование не претендует на истину в последней инстанции. Это попытка свести воедино и логически объяснить всё, что известно и удалось собрать по Сухиничам из открытых источников. Вопросов по-прежнему остается немало, и они требуют изучения. Ещё много тайн и загадок сокрыто в наших землях. Увидят ли они свет? Всё в наших руках. Дерзайте, ищите, сопоставляйте факты, опрашивайте старожилов... Думайте! Самая невероятная и неправдоподобная история, которую припомнят бабушка или дедушка из дальней деревни, может стать ключом к разгадке множества секретов. И помните слова М. В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». 
   Анна ЧУРЮЧКОВА, начинающий краевед, Соболёвка
Просмотров: 1244

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Есть память, которой не будет забвенья…

    Мы – дети, рождённые в новую эпоху, «не обожжённые сороковыми, с сердцами, вросшими в тишину», конечно, должны знать о Великой Отечественной войне как можно больше. И это не праздное любопытство – это наш священный гражданский долг перед теми, кому мы обязаны мирным небом над головой, предрассветной тишиной, сбывающимися мечтами…

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Капитан Николаев Чтобы помнили, чтобы гордились…

    Годы Великой Отечественной войны всё дальше уходят в историю. Уходят и те, кто мог бы поделиться воспоминаниями о ней. Чтобы знали, чтобы помнили и гордились своими предками мои дети, я расскажу им эту историю.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Только героизм позволил выстоять

    Новые факты о боях, случившихся в июле–сентябре 1942 года близ села Богдановы Колодези, деревень Алешинка и Гретня, обнародовали местные краеведы

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Народный костюм как географическая карта

    В старину женщину читали как открытую книгу: при взгляде на её наряд сразу становилось понятно, кто она и откуда.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    ТАМАРА ЕРЁМИЧЕВА: «Пусть это    никогда не повторится»

    Монолог бывшей малолетней узницы фашистского концлагеря «Страх… Это только страх…» – так начала рассказ о своём детстве жительница посёлка Середейский Тамара Сергеевна Ерёмичева.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    55 лет, как народный!

    А зародился первый любительский театр в Сухиничах 123 года назад Народных театров в Калужской области, которые могут похвастать своей полувековой историей, – по пальцам пересчитать. Сухиничский – один из них. Спектакли на самодеятельной сцене здесь ставили ещё до революции. Об истории театра, о любимых ролях, о руководителях народного искусства рассказывают сухиничские актёры разных поколений.

    Комментарии: 0



  Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!
     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2022 г. – 350 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос