Изразцы

06.10.2022
Изразцы
   Только представьте, что из материала, который лежит у нас под ногами, можно творить чудеса: в руках умелых мастеров он превращался в произведения искусства. Даже по прошествии времени мы не перестаём восхищаться их красотой и самобытностью. 

   Что же такое изразец?
   Изразец – это керамический элемент из обожжённой глины для украшения печей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью, иногда украшенный росписью. Важная техническая особенность изразцов – это наличие с тыльной стороны коробчатого выступа – румпы, предназначенного для крепления, а также выполняющего защитные и теплосберегающие функции. В России изразцовое искусство существует более десяти веков. Самые ранние образцы относятся к Х веку и являются ровесниками крещения Руси. Традиция украшения керамикой пришла на Русь из Византии, однако сказать, что изобразительные тенденции легли на чистый лист, будет не совсем верно: ещё до византийских техник на Руси применялась керамика, поэтому всё новое было переосмыслено и получило свой стиль и колорит. По мнению историков, если бы не татарское нашествие, неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремёсла, такие как полихромная керамика, перегородочная эмаль, стекло, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе. 

   Калужский изразцовый промысел 
   Конец ХVII – начало XIX века сопровождается расцветом калужского изразцового промысла. В то время как в столицах в моде были белые гладкие кафли, калужское купечество, зажиточное и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь невзрачными и бледными кафлями. Поэтому огромный изразцовый промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, и этим отличался от всех остальных. Калуга – город талантливых мастеров, но более всего здесь было развито изразцовое производство. Династии таких мастеров, как Кушивниковы, Рыжовы, Фалеевы, Свечниковы, располагали своими производствами, были известны и почитаемы. А завод Матвея Кузнецова в селе Песочне славился на всю страну. Вообще, Калужская школа изготовления изразцов считалась одной из лучших в России и стояла в одном ряду с Московской, Суздальской, Рязанской и Псковской. 
   Одной из причин интенсивного развития этого производства в Калуге являлось изобилие месторождений качественной глины в Бабынино и Мстихино. Особенно ценной считалась зеленоватая светложгущаяся глина Бабынинского месторождения, так как при обжиге изразцы из неё принимали жёлто-розовую, красно-жёлтую окраску. У местных умельцев опыт работы с этим благодатным материалом исчислялся веками. 

   Слава калужских мастеров 
   Калуга стала одним из ведущих периферийных центров производства керамики в России. В мастерских изготавливали печные изразцы, а точнее сказать, целые наборы для печей в широком ассортименте. В каталоге завода вышеупомянутого Матвея Кузнецова в 1899 году покупателям предлагалось 18 образцов наборов для каминов и печей, а также иконостасы и киоты для церквей. Калужские мастера поистине творили чудеса, их работы были великолепны и пользовались огромным спросом не только в округе, но и в столице. Доподлинно известно и задокументировано, что на калужских заводах по эскизам Франческо Растстрелли были изготовлены изразцы для печей Анненгофа (дворец Анны Иоанновны в Москве, его ещё называют Головинским дворцом, не сохранился до наших дней, сгорел в 1771 году). Из уст в уста передаётся легенда, что Екатерина Великая отдавала предпочтение мастерам калужской керамики, говоря, что рисунки на них успокаивают ей нервы. Палаты многих московских вельмож, а также князя Голицина были украшены калужскими изразцами. Многоцветные, они были красивы и самобытны, отличались тонкостью узоров, гармонично подобранной цветовой гаммой, остроумием сюжетных линей, продуманностью рамок и изяществом медальонов. 
   Жаль, что после войны 1812 года изразцовое производство в Калуге практически прекратило своё существование и сохранилось лишь в виде небольшой частной артели. 
   Однако в последнее время появилась надежда, что калужский изразец возродится, получит вторую жизнь и вновь громко заявит о себе. Увидеть и даже потрогать руками осколки былой роскоши можно в нашем Музее боевой и трудовой славы, там на обозрение выставлены фрагменты изразцов, найденных на месте частично уцелевшего особняка Шлиппе. Это бывшее крупное имение Немёрзское, приобретённое в 1857 году промышленником и учёным Карлом Ивановичем Шлиппе, находится в 4 километрах от станции Шлиппово. 
   Наталья АБРОСИМОВА
Просмотров: 1932

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос