Право жить – за тобой

Главная / Новости / Человек и его дело / Право жить – за тобой
16.07.2021
Право жить – за тобой
   Майор Рзаев каждый день отдаёт себе приказ не сдаваться
   Из-за забора зазвучал заливистый лай, и мужской голос крикнул: «Сейчас открою». Щёлкнул замок калитки, и навстречу выкатился клубок радости и добродушия.
   – Это Барни, персональный тренер по ходьбе и хорошему настроению, – молодой человек улыбнулся. – Английский бигль, он у нас с пятнадцатого года. Как меня из госпиталя выписали, так Барни и поселился у нас… 
   Пёс, дружелюбно виляя хвостом, прыгал и норовил лизнуть нос, хозяин предложил кофе, началась беседа… 

   Баку – Сухиничи 
   – Родился я в Баку в 1983 году. Детство как детство, что тут вспоминать, а вот когда семь лет исполнилось, в школу в родном городе пойти не удалось, – Заур Рзаев нахмурился, вспоминая что-то неприятное. Распадался Советский Союз, кругом полыхали межнациональные конфликты. 
   – В конце восьмидесятых начался карабахский конфликт, – присоединяется к разговору Галина Васильевна Медкова, мама Заура. – Школы закрылись, перебои с продуктами, электричеством. Возникла опасность обстрелов. А когда прошли слухи о погромах, мы уехали. Приняли такое решение на семейном совете. Продали всё почти за копейки и уехали. Да что рассказывать, таких историй десятки тысяч… Обосновались в Сухиничах, нас позвал старый друг, Алексей Семенюта, он и помог обустроиться.  
   Не обошлось и без курьёзов. Первоначально семья поселилась в доме, стоящем рядом с «Уралочкой». Была такая пивнушка. Вспоминая, Заур расхохотался, а Галина Васильевна продолжила: 
   – Так я познакомилась с настоящим матом. Не с проскользнувшим случайно в разговоре выражением, а с многочасовой руганью, пьяными воплями и драками под окнами. А у меня двое детей, Заур и шестиклассница Наталья. Пришлось ещё раз эвакуироваться. Вот в этот дом. Дети ходили во вторую школу, росли, я работала. Постепенно делали ремонт, газ провели, воду… 

   Красная площадь – озеро Хасан 
   Заур окончил школу и поступил в институт пограничной службы на командный факультет. Учился с интересом, огоньком, был отличником боевой и политической подготовки. 
   – Никогда не думал, что попаду на Красную площадь как участник парада Победы, а прошёл по брусчатке трижды. Три раза шёл в составе «коробки» зелёных фуражек – пограничных войск. Это ощущение гордости, ответственности – ведь на тебя смотрит вся страна – помнится до сих пор, – рассказывает Заур. 
   По окончании института молодого командира распределили на Дальний Восток, на границу с Китаем. В 2005 году лейтенант Заур Рзаев стал заместителем начальника погранзаставы имени Алексея Махалина. Это знаменитая застава в Приморском крае в районе озера Хасан. Многие слышали это название – озеро Хасан, где в конце 30-х годов прошлого столетия советские пограничники первыми приняли на себя удар японской армии. Боевую историю помнили на заставе и старались не уронить честь предков. 

   Шли годы, Заур стал начальником заставы, поступил в пограничную академию, учился заочно. Получил звание майора. Служба была трудной и хлопотной: контрабандные тропки из Китая не зарастали… 
   Сколько лет уже минуло, а детали спецоперации, в которой принимал участие майор Рзаев, нельзя раскрывать до сих пор. В Китай пытались вывезти большую партию контрабанды, результата деятельности браконьеров. 28 тысяч особей трепанга, 156 медвежьих лап, шкуры тигра. 

   Преступников ждали в засаде у схрона две недели. Осень, холод, дождь со снегом, ветер. Задание выполнили, но Заур заболел. Высокая температура, отказ почек, два инсульта, кома. Вертолёт до военного госпиталя во Владивостоке.  

   Как бы не так! 
   Два месяца Заур Анатольевич был в коме. Несколько операций, главный клинический госпиталь ФСБ в Москве… Не то что ходить или сидеть, не мог даже разговаривать. От бойца-здоровяка осталось 43 килограмма. «Шансов нет, он не встанет», – говорили врачи. Говорили, но в помощи не отказали. Как только вернулась речь, Заур прошептал: «Да как бы не так! Всё равно встану!» 
   Потихоньку начал тренировки. Смог самостоятельно глотать. Зашевелились пальцы на руке. На второй. Сутками напролёт напрягал мышцы, пытаясь поднять руки. И вот случилось первое чудо: какое же это счастье – сесть! Пусть даже в инвалидную коляску. Проехать до окошка, посмотреть на улицу. Съездить в гости к бойцам из соседней палаты… 
   – Однажды ночью, – вспоминает Заур, – мы устроили гонки на колясках. Отделение неврологии, где я лежал, против психиатрии. Когда заключали пари, кто-то сказал, что мы проиграем, мол, у психов куражу больше. Ничего подобного! Разогнался так, что из стерильного пола пыль летела. А наутро завотделением, которому доложили о наших безобразиях, обозвал меня шумахером и сказал, что пора «дитю вставать на ножки». И началось…  

   Встать, майор, когда с тобой разговаривает прапорщик! 
   – Из рук врачей и милых медсестричек, – продолжает рассказывать Заур Рзаев, – я попал к тёткам, ведущим лечебно-физкультурные комплексы. Таких командиров ни в одной армии мира, наверное, нет. Тренажёры, растяжки, экзоскелеты и вертикализаторы – это лишь приложение к ним. Ори, матерись, но исполняй. Без жалости, без сочувствия. Встать! Идти! Не ныть! Могли и пощёчину залепить. А так и надо. Я понимаю, что если бы они с больными сюсюкались, результатов не было бы. 
   Заур вспоминает их всех поимённо. Вспоминает с благодарностью и уважением. Именно они, эти женщины, заставили окончательно поверить в себя, в свои силы и возможности. Не бросили в беде и родные. Мама постоянно была рядом. Приезжала сестра Наталья с мужем. Тренировки не ограничились только официальной физкультурой: зять Дима взял отпуск и каждый день работал с больным. Привязывал Заура к себе. Рука к руке, нога к ноге. И ходил. Точнее, ходили они оба. По два-три часа в сутки. 
   – У меня от физических нагрузок аппетит проснулся, и Димка постоянно этим пользовался, мотивировал: вот дойдём до конца коридора, получишь пиццу! А я за пиццу в то время и на Эверест готов был взобраться, – смеётся Заур, а Барни, услышав, что заговорили о еде, бешено колотит хвостом и облизывается… 

   Вернуть контроль над своей жизнью 
   Через девять месяцев Заур уже ходил. Медленно, с тросточкой, но ходил. Вернулся в Сухиничи. Продолжил тренировки. С Барни гулял по городу. Вначале просто, потом с утяжелителями.  
   – Возьму два кирпича, иду сколько могу. Потом чувствую, что всё, сил не хватает. Брошу кирпичи, кое-как домой доплетусь… Так целый поддон разбросал, – Заур опять смеётся, – потом уже купил настоящие утяжелители, их не бросишь, жалко. 
   – Из Владивостока приехал друг, профессиональный массажист. Целый месяц, пока в гостях был, истязал меня. Завяжет узлом, потом распутывает. Рюкзак песком набьёт, а я с этим рюкзаком на спине по десять километров в день ходил, – вспоминает Заур. 
   Очень хотелось стать полноценным человеком, жить, двигаться. С 2015 года Заур не проводит ни одного дня без тренировок. Несмотря на то, что три раза в неделю по четыре с половиной часа – гемодиализ. Спортзал и домашние тренажёры, длинные пешие прогулки. Подбил немного ковидный период. Зимой Заур живёт в Москве, а там санитарные ограничения строже, спортзалы закрывались. Пришлось опять вспомнить рюкзак с песком. И на тринадцатый этаж с грузом…  

   Знак ГТО на груди у него 
   С началом весны Заур Рзаев возвращается в Сухиничи. И до поздней осени ходит в спортивный центр «Олимпиец». Там и пересёкся случайно с директором центра Русланом Джаббаровым. 
   – Руслан мне и предложил попробовать сдать нормы комплекса ГТО. 
   А что? Чем я хуже? Попробовал – и сдал! Нет ничего невозможного, если есть стремление и воля. И знаете, – говорит Заур, – для меня этот значок значит не меньше, чем боевые медали. Это как признание заслуг в войне с болезнью. 

   Что дальше 
   Дальше – просто жить. Продолжать тренировки, ездить на гемодиализ, надеяться, что когда-нибудь появится донорский орган. В планах – устройство на работу и полноценная жизнь. Главное – не сдаваться, шевелить лапками. И ко всем бедам относиться со смехом и иронией. 
   – Верно, Барни? Ведь мы с тобой красавцы. Если верить, что шрамы украшают мужчину, то от этой красоты зеркала лопаются, – хохочет Заур… 
   Лада МАЛЫШКОВА Фото из архива Заура РЗАЕВА
Просмотров: 6706

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос