|
Полезные ссылки
|
Урок длиною в жизнь14.10.2025 «Год отработаю, а там видно будет», – думал Сергей Липатников 12 лет назад, когда его пригласили преподавать историю. С тех пор он не просто остался в школе, а стал учителем высшей категории, наставником, вырастившим стобалльников и призёров олимпиад. О том, как сомнения превратились в призвание, – в нашем материале ко Дню учителя.
Ученик, который вернулся домой
Путь к призванию редко бывает прямым. Иногда он похож на захватывающий исторический детектив, где главный герой ещё не знает развязки. Таким был и путь Сергея Липатникова.
Учился Серёжа в той самой школе № 1, в стены которой возвращается теперь каждый день. В детстве его привлекала магия химии, а блестящее преподавание Ирины Васичевой (ныне его коллеги) и вовсе вызывало восторг. Интерес к гуманитарным наукам – истории и обществознанию – пришёл позже, в старших классах, и пришёл всерьёз. Однако после одиннадцатого класса, как и большинство сверстников, Сергей не мог с уверенностью сказать, кем хочет стать. Решение поступить в Калужский государственный педагогический университет на исторический факультет было в какой-то степени «за компанию»: там уже учился его старший брат Денис. Это был шаг в неизвестность, но шаг, который определил будущее.
Истинное прозрение ждало на практике. Студента-первокурсника отправили в гимназию № 9 Калуги. Первый выход к доске, десятки любопытных и требовательных глаз учеников – тот самый «момент истины», который испытывает каждый молодой педагог. Было и страшно, и трепетно. Приобретённый там опыт вдохновил. Но настоящий переломный момент случился позже, на пятом курсе, когда Сергею доверили целую четверть вести историю у одиннадцатиклассников в его родной сухиничской школе № 1.
– Тогда я понял основное, – делится воспоминаниями Сергей Владимирович. – Между тем, чтобы подготовить один-два урока, и тем, чтобы вести предмет системно, отвечать за знания класса – огромная разница. Это настоящая работа.
Окончив университет в 2011 году, он отдал долг Родине в осеннем призыве. А после армии… захотелось остаться в Калуге, где прошли яркие студенческие годы. Возвращаться в Сухиничи не тянуло. Работал «то там, то сям», жизнь казалась непредсказуемой. Пока не поступило судьбоносное предложение вернуться в родную первую школу учителем.
– Подумал тогда: «Ну ладно, год отработаю, а там видно будет», – с улыбкой вспоминает Сергей Владимирович.
Год пролетел незаметно. Затем второй, третий… Педагогика, которую он поначалу словно «пробовал», прочно затянула в свои сети. Теперь, спустя десяток лет, он и не вспоминает о тех давних сомнениях. Школа действительно стала вторым домом, а мысль «как же бросить детей?» кажется совершенно абсурдной. Ученик, ушедший когда-то за знаниями из этих стен, нашёл в них своё настоящее призвание и вернулся домой.
Партнёры по уроку
– Многие воспринимают историю как сказочки, но я в корне не согласен с таким мнением, – говорит педагог. – Человек учится на опыте, на ошибках прошлого. Только изучив путь развития человечества, можно понять, как люди достигли всех благ современности. Мы учимся на уроках истории критически мыслить и делать выводы. Главное – не даты, хотя они важны для хронологии, а понять причины и следствия, извлечь уроки.
Этот подход он переносит на общение с учениками. Сергей Владимирович сознательно старается не навязывать свою точку зрения. На его уроках царит атмосфера диалога, где учитель и ученик – партнёры в поиске истины.
– Совсем, конечно, учителю не избавиться от призмы своего видения, – признаётся он. – Иногда случаются дискуссии. Порой можем поспорить с ребятами. Старшеклассники ведут себя свободно, задают вопросы, высказывают мнение. И это правильно.
Такой метод как никогда важен в цифровую эпоху. Сергей Владимирович хорошо понимает, что нынешнее поколение лучше воспринимает аудио и видео, чем текст, и активно использует образовательные ресурсы. Но главный его фокус – научить детей отличать правду от вымысла.
– Стараюсь ставить задачи так, чтобы ребята сами подумали и оценили событие, конечно, направляя их на правильные ресурсы. Ведь сейчас есть в интернете горе-авторы, которые извращают события, сеют сомнения. Мы учимся работать с текстом, с документами, отличать фейки и пропаганду от правды, – объясняет учитель.
Его уроки – воспитание уважения к людям, любви к Родине, гордости за предков и, что самое важное, формирование собственного, осмысленного мировоззрения. А самый действенный способ здесь, по его мнению, – личный пример и открытый, честный диалог, в котором даже учитель может чему-то научиться у своих учеников.
Наставник,
который растит победы
Высокая педагогическая философия была бы просто теорией, если бы не подкреплялась блестящей практикой. Ученики Сергея Липатникова – лучшее доказательство эффективности такого подхода. Его личный «золотой фонд» – высокобалльники ЕГЭ, призёры олимпиад, которые прославляют школу № 1 уже на региональном уровне. В 2018 году Екатерина Евтеева сдала обществознание на заветные 100 баллов. В 2022 Арина Сидорова показала блистательный результат в 98 баллов по истории. Есть в копилке достижений и победы на олимпиадах: Елизавета Щербакова стала призёром по праву, Сергей Головинов – по истории. А Максим Исаев, поступивший в БГУ на педагогику, выбрал путь своего наставника: в будущем он станет учителем истории.
– Для победы на олимпиаде или высокого балла на ЕГЭ нужно не только знание предмета, – объясняет педагог. – Нужен широкий кругозор, умение мыслить нестандартно. Я лишь даю направление, рекомендую источники, а ребята читают, смотрят, накапливают необходимый багаж знаний. Мы разбираем сложные задания, учимся видеть подтекст. Но главная работа – их собственная. Они молодцы, у нас действительно есть одарённые и трудолюбивые дети.
С этого учебного года в программу истории с 5 класса добавили третий час для изучения родного края. Сергей Владимирович уже активно работает с новым учебником, параллельно мировым событиям разбирая историю Калужской области.
– Пока мы разрабатываем и формируем этот курс, – говорит учитель. – Это вдвойне интересно – открывать для ребят большую историю через призму малой родины. Вообще, государство сейчас понимает, насколько важен предмет «история». Создан единый учебник для всех школьников страны. В этом году мы его получили и приступили к занятиям.
«Сергей Владимирович говорит, что человек, не знающий истории, рискует повторить ошибки прошлого. А мы, молодое поколение, – это те, кто будет определять будущее нашей страны. Его подход заставляет задуматься о настоящей ответственности. Сергей Владимирович помогает сделать историю живой. Мне нравится не просто учить параграфы, а смотреть фильмы, читать книги или слушать подкасты на исторические темы – так получается находить связи с сегодняшним днём».
Илья Абрамов,
ученик 10 класса школы № 1, призёр муниципального этапа
Всероссийской олимпиады
по истории
Коллега, муж, отец…
– Школа для меня – второй дом, – с теплотой говорит Сергей Липатников. ¬ Я пришёл в коллектив в 2013 году, и те педагоги, которые учили меня, стали моими коллегами. Я бесконечно благодарен им за то, что тепло приняли, подбадривали и давали мудрые советы. Сделали всё, чтобы я стал своим.
Особую признательность он испытывает к своей первой учительнице Раисе Тихоновне Жуковой и классному руководителю Лидии Ивановне Морозовой.
– Эти два человека – педагоги с призванием, образец того, каким должен быть учитель. Здесь и компетентность, и умение сплотить коллектив, и дисциплина, и умение мотивировать. Лидия Ивановна, бывало, собирала весь наш класс у себя в деревне Казарь на пикники. Такое не забывается.
Но одна трогательная история связывает Сергея Липатникова со школой № 1 ещё крепче. Свою супругу Дарью Сергей впервые увидел за партой в родной школе, когда был студентом-практикантом, а она – выпускницей. Судьба распорядилась так, что спустя годы они встретились вновь и создали семью. Теперь Дарья работает во Дворце культуры методистом, и у них с Сергеем растёт сын Михаил, которому уже четыре года.
Выходные и вечера Сергея Владимировича тоже часто связаны с командной работой, но уже на футбольном поле. 15 лет он защищает честь районной футбольной команды, находя в спорте отдушину и источник энергии.
– Стараюсь понимать нынешнее поколение, интересоваться их увлечениями. Пока возрастной разницы не ощущаю, – улыбается он. – Когда вижу, как слабый школьник делает успехи, как у него загораются глаза от понимания, а бывшие ученики встречают на улице, рассказывают, как нашли себя в жизни, – вот главная награда. Работу свою люблю, чувствую, что приношу пользу обществу, – утверждает Сергей Липатников.
Цифра
С 1 сентября 2025 года в образовательный процесс введён новый единый учебник истории. Для этих целей школы Сухиничского района получили 2 564 новых учебника истории,
что позволило обеспечить литературой всех учеников.
Алёна Духова
Фото Андрея Ермакова
Просмотров: 438
КомментарииОставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Все новости
|
Народные новости
Лента новостей
14.11.2025 На калужском предприятии АО «РЕКАСТ» продолжают внедрять бережливые технологии 01.11.2025 Калужская компания «Автоэлектроника Деталь» присоединилась к федеральному проекту «Производительность труда» 28.10.2025 Музыка эффективности: на фабрике «АККОРД» стартуют изменения 15.10.2025 История успеха: АО «Фильтр» 10.10.2025 На калужском заводе по производству мостовых конструкций начали внедрять бережливые технологии 09.10.2025 Михаил Вишневский: бережливое производство помогает расти 30.09.2025 30 сентября - День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией 29.09.2025 Три месяца изменений: итоги участия АО «Фильтр» в федеральном проекте «Производительность труда» 26.09.2025 На воротынском энергоремонтном заводе подвели предварительные итоги участия в проекте «Производительность труда» 24.09.2025 На заводе АО «Фильтр» прошла сертификация внутренних инструкторов по бережливому производству 10.09.2025 Еще одна команда АО «Фильтр» приняла участие в «Фабрике процессов» 23.08.2025 Реализуем право голоса! Опрос
|
|
Сетевое издание «Организатор.ru» Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 16+
|
Все материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ «Сухиничская редакция газеты «Организатор». Любое использование допускается только при согласовании с редакцией и обязательной гиперссылкой на сайт. |
Издатель и учредитель: МАУ "Сухиничская редакция газеты "Организатор" Адрес редакции: 249270 Калужская обл., Сухиничский район, div >
|

Портал органов власти Калужской области
Официальный сайт Сухиничского района
Газета «Весть»
Законодательное Собрание Калужской области
Ника ТВ
Калужская ГТРК
Пенсионный фонд Российской Федерации
ФОК
Регистратура40.рф
Регистратура40.рф

.png)
div >