Моря притяжение

17.01.2025
Моря притяжение
   Полностью сменив привычную сферу деятельности, сухиничанин нашёл профессию по душе. Как Андрей Федотов принял для себя решение работать в открытом море, с какими трудностями ему пришлось столкнуться на своём нелёгком пути? Уже опытный моряк поделился с редакцией газеты «Организатор» своими впечатлениями о работе на рыболовецком судне. 

   – Андрей, расскажите, что подвигло вас, человека, рождённого далеко от моря, стать моряком? Как вы пришли в вашу профессию? 
   – Да, я родился в городе Сухиничи, он, как известно, морей не имеет. В детстве даже не представлял, что есть такая работа на морском судне. Окончив в 2007 году сухиничскую школу № 12 с серебряной медалью, поступил в Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана. Имея на руках диплом о высшем инженерном образовании, понял, что это не моё. В профессии искал себя долго, немного поработав в конструкторском бюро родного города, отправился в Калугу, там трудился и в пиццерии, и в областной больнице санитаром, и продолжал искать и искать интересную работу. 
   Помог случай: в гости к моим родителям приехала с севера троюродная сестра с мужем-моряком, он-то и позвал меня в Мурманск. Так, волею судьбы в возрасте 26 лет я принял решение связать свою жизнь с морем. Тогда я не имел представления об этой работе и её функционале, но и перспектив для себя не видел на суше. Терять было нечего, поэтому в конце лета 2016 года отправился в Мурманск.

   – Мурманск – край суровой природы. Что привлекло в нём, раз решили остаться там на долгие годы? 
   – Первая поездка в Мурманск стала для меня чем-то новым и неизведанным, открылись новые возможности посмотреть мир. Мы отправились в Мурманск на поезде, и по дороге я с удовольствием наблюдал в окно, как меняется пейзаж, там природа совершенно отличается от нашей. 
   Поначалу жил не в центре города, а в семье родственников на окраине, у самого берега залива Кольский. Залив был виден практически отовсюду. Виды, конечно, открывались необыкновенные: море, сопки, суда… По знаку зодиака я Рыбы, возможно, и поэтому меня привлекла водная стихия. 

   – Было ли что-то, что могло вас остановить, заставить отказаться от намеченной цели? 
   – Нет, таких мыслей не возникало. Я очень сильно хотел стать моряком и был серьёзно настроен, несмотря на то, что не имел никакого представления о будущей профессии. Не пугал и факт высокой конкуренции. Прошёл морскую медкомиссию и подготовку в учебном центре, необходимо было иметь несколько сертификатов. Но даже когда на руках были все бумаги, из-за отсутствия опыта меня не особенно спешили брать в штат рыболовецкие организации, или конторы, как их называют моряки. 
   Были моменты, что я впадал в отчаяние, но всё равно не сдавался. Почти четыре месяца обивал пороги различных контор и каждый раз слышал, что какое-то судно уже ушло в долгий рейс, на других судах штат был укомплектован, и надо ждать, пока кто-то «спишется», то есть уволится, чтобы появилось свободное место. 

   – Как прошёл ваш первый рейс? 
   – В первый рейс я пошёл помощником повара. Было это 1 апреля 2017 года. В мои обязанности входило готовить пищу и заниматься уборкой. Первый пароход, на котором мне удалось поработать, был достаточно большим: длиной около 60 метров, экипаж – 36 человек. Каюты были довольно просторные для рыболовного судна. В них проживали по четыре матроса либо по два специалиста, те, кто был выше по должности, проживали по одному. У меня было очень много впечатлений, новая среда и новый коллектив. Мне было интересно общаться с разными людьми, и я старался у них набираться опыта. 
   Первый мой рейс длился 7 месяцев. В процессе рейса мы возвращались в Мурманск на выгрузку мороженой рыбопродукции, во время стоянки от трёх до семи дней можно находиться в городе. Тогда я твёрдо понял, что хочу связать свою жизнь с морем. Решил, что нужно учиться, и выбрал профессию судоводителя. Поступил не сразу, сначала выбирал: пойти ли в среднюю мореходку в Мурманске или получать высшее образование в Макаровке в Питере. В итоге из-за того, что срок обучения оказался меньше на два года, стоимость учёбы ниже в три раза, а документы все равно позволяли стать капитаном, я пошёл в среднюю мореходку: поступил учиться на штурмана в морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева. Кстати, в 2024 году я его окончил. 

   – Расскажите, пожалуйста, как строится ваш быт и вылов рыбы? 
   – Работал на разных должностях: камбузником, так называют помощника повара, матросом, сейчас работаю третьим помощником капитана. У каждой из этих должностей свой быт.
   Когда работал камбузником, вставал в пять утра, шёл на камбуз, так называемую столовую, готовил завтрак на экипаж и заготовки для повара. Процесс работы на корабле круглосуточный, но ночью повар не работал, соответственно, и я приходил на фабрику рано утром, подготавливал рыбу: запекал, жарил, очень старался порадовать людей. 
   У матросов на разных судах разные режимы работы, к примеру: восемь часов работы, восемь часов отдыха или четыре часа работы, четыре часа отдыха. В сумме получаются сутки. Я быстро привык к такому графику, хотя было мало времени на сон, а большую часть свободного времени старался уделять общению с близкими. 
   Разные виды рыб ловятся в свой сезон, и в зависимости от этого говорится: «Пойдём на треску, окуня, палтуса, селёдку, скумбрию, пикшу мойву, путассу, креветку». Это куда ходил я. Конечно, в процессе попадается рыба помимо той, которую ловишь, берём всё, обрабатываем, морозим. 
   При этом можем выловить только конкретное количество рыбы по квоте. За этим строго следят инспекторы. Они могут в море подойти на катере, зайти на борт судна, пойти в трюм, чтобы проверить всё по факту и по документам. Очень большие штрафы на контору и капитана за несоблюдение правил рыболовства. Особенно жёстко караются судовладельцы, если на борту судна найдут краба (исключение – краболовные судна). 
   Рыба хранится в трюме, где температура воздуха минус 38 градусов по Цельсию. Как только трюм заполняется, судно либо перегружает груз на транспортный теплоход, либо держит курс в порт. 
   Разброс в размере трюмов огромный. У судов с размером трюма в 20 тонн (суда, занимающиеся охлаждённой рыбой) рейс длится всего 2–3 недели, если размер трюма несколько тысяч тонн, рыбу уже морозят (в сутки могут морозить по 50 и более тонн готовой продукции). Вся продукция готова к продаже, потому что весь процесс обработки и упаковки происходит на судне – этакой плавучей рыбной фабрике. Чаще всего рейсы длятся четыре месяца с отдыхом также четыре месяца, но есть и другие режимы работы: два месяца через два, три месяца через три. 
   А после пары месяцев пребывания на суше – снова в морской путь. 

   – А что входит в обязанности помощника капитана? 
   – Несение навигационной вахты на мосту, подъём и постановка трала, корректура карт и многое другое. 
   В Баренцевом море в течение всего года периодически закрывают районы (для ловли и даже просто для транзита через эту территорию) на время военных учений или каких-то других специальных работ (к примеру, кабелеукладчики, дноуглубительные работы). Координаты запретных районов я беру со специального военного сайта, в соответствии с ним корректирую бумажные и электронные карты, чтобы не оказаться там во время запрета. 
   В процессе работы мы сталкиваемся с разными ограничениями, в том числе и на выброс мусора, на загрязнение нефтью. 
   Также важно следить за движением парохода во избежание столкновения. Для коммуникации с другими суднами используется радиосвязь. Бывает, что в одном месте сосредоточено до 20–30 судов. Для разъезда суда пользуются МППСС (международные правила предупреждения столкновения судов). 
   Знание правил МППСС – самое основное для штурмана. Кстати, я изучаю английский язык, в работе он нужен для связи с суднами других государств. 

   – По каким морям вы ходили? Где удалось побывать за время вашей работы? 
   – Успел побыть в Баренцевом море, только вернулся с Белого моря, был у берегов Азорских островов вблизи Португалии. Видел Англию в бинокль. Ездили на смену экипажа на автобусе в Норвегию, пересекая границы Швеции и Финляндии, работал в Норвежском море, был во многих норвежских портах. 

   – Быстро ли вы адаптировались к морской качке? 
   – У некоторых людей бывает непереносимость качки, первое время и мне приходилось с этим сталкиваться, но затем привык к этому. 

   – Попадали вы в сильный шторм во время работы? Вызывало ли у вас это волнение или тревогу? 
   – Да, были такие случаи. На большом судне это не вызывало каких-либо переживаний, а на судне поменьше, хотя оно по мореходным меркам качественное, мне бывало даже страшно лечь спать. Но я понимал, что рано утром мне нужно будет вставать работать, сон, безусловно, необходим, и приходилось хоть и со страхом, но засыпать. 

   – Считаете ли вы, что смелость – основа в вашей работе? 
   – Не могу сказать, что именно смелость, хотя она необходима в открытом море. Скорее, на рыболовецком судне больше востребовано трудолюбие. 

   – Как часто получается общаться с близкими людьми? 
   – Довольно редко видимся с женой и сыном, им тяжелее переносить временную разлуку, чем мне. В прошлом году семья меня видела совсем мало, я пробыл дома полтора месяца и уехал на защиту диплома. Перед Новым годом получилось побыть с близкими три недели, надеюсь, в следующем году будет больше времени, чтобы провести его рядом с родными. В конторе, где я начинал работать, не было интернета, потому звонил домой нечасто по спутниковому телефону. Когда попал в другую контору, там уже можно было подключиться к точке доступа WI-FI. C нынешними технологиями получается регулярно выходить на связь с семьёй. 

   – Что вы пожелали бы себе несколько лет назад? 
   – Конечно, жизнь назад не отмотаешь. Возможно, посоветовал бы себе пойти в мореходное училище, чтобы в 20 лет стать специалистом. Но то, что я прошёл жизненную школу к 26 годам, тоже сыграло положительную роль в моей биографии. Чем больше опыта, тем легче выстраивать взаимоотношения с людьми. А это важно для моряков. 

   – Мечтаете ли стать капитаном? 
   – Конечно! Представляю, что однажды обязательно стану капитаном. 
   В одном из рейсов на двери своего шкафчика увидел надпись «Умей быть матросом, чтобы стать капитаном», и я понял, что хорош тот руководитель, кто в своё время чётко выполнял свои обязанности, будучи в подчинении капитана. Я стараюсь выполнять свои обязанности на отлично, уверен, также на отлично смогу справиться и с капитанскими обязанностями. 

   Лилия Алексанова Фото из архива Андрея Федотова
Просмотров: 797

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости


                                                                         

 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2025 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос