Сетевики диктуют правила

Главная / Новости / В Законодательном собрании / Сетевики диктуют правила
27.08.2016
Сетевики диктуют правила
   Крупные торговые сети в маленькие города пускать нельзя - об этом давно говорили представители малого бизнеса, активно осуществляющие торговлю в пределах своей небольшой территории. Потому что один за другим крупные магазины самообслуживания вытеснили других субъектов малого предпринимательства из сферы торговли. Например, в Сухиничах, где раньше успешно работали несколько десятков частных магазинов, сейчас остались самые стойкие и их единицы. Зато сколько супермаркетов! Только «Пятерочки» и «Магнита» - по три крупных магазина, не говоря о других представителях федеральных сетевиков в городе. Они диктуют свой ассортимент, цены. Ситуация сложилась таким образом, что если какой-то продукт исчезнет с прилавков супермаркетов, населению купить его будет негде, альтернативы практически нет. 
   Другая серьезная проблема - «пробиться» в их ассортимент рядовым товаропроизводителям практически не реально. Особенно это касается промышленников, занимающихся производством продуктов, срок годности которых варьируется в пределах нескольких дней. Централизованный склад структуры, откуда уже набор продуктов отправляют по магазинам сети, плюс время на транспортировку и - драгоценные дни потеряны. В целом, в нашем регионе доля калужских товаропроизводителей на прилавках сетевых магазинов совсем незначительная, потому что в итоге сетевики предпочитают сотрудничать с теми поставщиками, с которыми им удобно и выгодно. Производители товаров находятся в неравном положении, более того, вынуждены платить вознаграждение за то, чтобы их продукцию брали на реализацию крупные федеральные сети. 
   15 июля 2016 года в силу вступили изменения, внесенные в Федеральный закон от 03.07.2016 года № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в КоАП РФ. 
   Основные поправки направлены на установление равноправных отношений между товаропроизводителями и торговыми сетями, в частности размер вознаграждения для торговых сетей будет снижен с 10% до 5%, также сократятся сроки, в течение которых сети рассчитываются за поставленный товар, изменены правила возврата. 
   В настоящее время в различных регионах страны проводится мониторинг закона. Калужскую региональную рабочую группу возглавила депутат Законодательного собрания области Елена Лошакова. 
   Председатель областного парламента Николай Любимов на одном из совещаний при обсуждении вопроса об организации мониторинга исполнения федерального закона о торговле призвал депутатов на местах в кратчайшие сроки сформировать районные группы мониторинга и определить основные проблемы жителей, местных производителей и поставщиков, связанные с торговлей. «Кроме того, вам предстоит осуществлять мониторинг розничных цен на продовольственные товары. Если рост цен будет фиксироваться, незамедлительно сообщайте в региональную рабочую группу», - добавил спикер областного парламента. 
   В середине августа выездное совещание региональной мониторинговой группы прошло в Сухиничском районе. В нем приняли участие депутат Законодательного собрания региона, председатель Калужского областного Совета профсоюзов Александр Гречанинов, председатель аграрного союза Калужской области Владимир Сенцов, представители министерства сельского хозяйства региона, министерства конкурентной политики Калужской области, Федеральной антимонопольной службы Калужской области, администрации МР «Сухиничский район». 
   Свою работу комиссия начала с посещения молокоперерабатывающего предприятия района - ООО «САПК-Молоко». Экскурсию по цехам провел генеральный директор Игорь Лошаков. 
   Объем переработки завода в среднем составляет 25 тонн в сутки. Помимо традиционных молочных продуктов завод выпускает несколько разновидностей йогуртов, творожных масс, твердые сыры и плавленые. В перечне выпускаемой продукции и редкие молочные товары нескольких видов, в том числе ацидофилин. 
   - Основная часть продукции реализуется в Москве через нашу сеть, - пояснил Игорь Евгеньевич, - на калужские прилавки попадает только 10 - 15% от всего объема производства. 
   Предприятие не стоит на месте – постоянно развивается, запускает в производство новые продукты. Сыры «Российский», а также два вида «Швейцарского» участники группы смогли продегустировать. Весь технологический цикл: от лаборатории, куда поступает сырье, до упаковки товара - прозрачен. В этом члены делегации убедились лично. Тогда почему же качественные натуральные продукты ООО «САПК-Молоко» в супермаркетах района отсутствуют, как и другие продукты местных товаропроизводителей. Зато есть много других видов, якобы сыров, значительно дешевле… 
   - Зная, сколько стоит производство настоящего сыра плюс наценка, не понятно, откуда берется сыр, предлагаемый в сетевых магазинах, по такой низкой цене. Это просто нереально, - отметила Елена Лошакова, - если только речь не идет о фальсифицированной продукции, которая сейчас наполнила потребительский рынок. Сложилась ситуация, когда сетевики диктуют правила, по которым поставщик производит продукцию, заведомо зная, что это фальсификат. К сожалению, как показывает практика, доказать это достаточно сложно. 
   Аналитическая работа группы продолжилась в сетевых магазинах «Магнит» и «Пятерочка». В «Магните» калужские товаропроизводители представлены в молочной группе – агрофирмой «Оптина» (зато есть пастеризованное молоко из Краснодара), в колбасной выкладке продукции региональных промышленников минимум. Значительно больше ассортимент мясных изделий представлен калужскими производителями в «Пятерочке»: «Троекурово», «Постников», Обнинский колбасный завод. Ценники выделены ярким стоппером – «Покупай калужское». Молочная продукция, к сожалению, также ограничивается Козельским молокоперерабатывающим предприятием. 
   Комментирует Владимир Сенцов: 
   - Что такое продовольственная безопасность? Мы должны сами себя обеспечивать продуктами питания. Ведь существуют медицинские нормы, например, потребления молочных продуктов в день на человека. Мы потребляем молоко процентов на 60. Товаропроизводители могли бы производить его больше, но нет сбыта и нет нормальной цены. Это значит, что производитель не заинтересован. А оплата ? В торговых сетях для молочных заводов отсрочка по оплате, и они ей пользуются на 100%, т.е. сетевики кредитуются за счет поставщиков. А при сегодняшней инфляции, представляете, сколько теряет товаропроизводитель?! Конечно, сроки эти нужно сокращать, как и размер вознаграждения. Такое понятие нужно совсем исключить: получается, производитель должен платить сетевикам за то, что они берут его товар?! 
   Наша цель – подготовить свои предложения для внесения изменений в законодательство, регулирующее торговую деятельность. Потому что реализация товаров, особенно продуктов питания, в первую очередь отражается непосредственно на товаропроизводителях. 
   Дискуссия по обсуждению региональной системы поддержки продолжилась в администрации района. Было высказано мнение, что необходимо усиливать свои, альтернативные, каналы сбыта и торговли (ярмарки, рынки). Для этого в федеральном законе о торговле должны быть закреплены полномочия за субъектом. О необходимости развивать собственную региональную сеть, где большей частью будет представлена продукция местных сельхозтоваропроизводителей, говорил и Александр Гречанинов. Одно из предложений Елены Лошаковой - федеральным законом урегулировать размещение федеральных торговых сетей в черте города или населенного пункта. Также в числе решений мониторинговой группы, которые будут переданы в вышестоящий орган для возможной доработки закона о торговле, обеспечение юридической поддержки на федеральном уровне и придание статуса ассоциациям, объединениям товаропроизводителей, жесткое обозначение сроков отсрочки, в течение которых торговые сети должны оплатить поставленные товары. Кроме того, закрепление приоритетной нормы закупки товаров с ограниченным сроком годности у местных производителей – не менее 50%. 
   С января 2017 года, когда будут заключены новые договоры, партнерские отношения торговых сетей и производителей товаров должны измениться. Положительных перемен ждут как представители торгового сообщества малого и среднего бизнеса, так и промышленники. Изменения в законодательстве о торговле позволят избежать недобросовестной конкуренции в торговой среде, расширить каналы сбыта для товаропроизводителей и, как следствие, повысить экономический потенциал территории. 
   Наталья БЛИНОВА Фото автора
Просмотров: 1203

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос