Светловолосый солдат медицинской службы

Главная / Новости / Память / Светловолосый солдат медицинской службы
29.11.2019
Светловолосый солдат медицинской службы
   В годы Великой Отечественной войны труднейшая доля выпала людям мирной профессии - медицинским работникам, в тяжелейших условиях под вражеским огнем спасавшим раненых бойцов. Уже в июне 1941 года на железной дороге начали создаваться военно-санитарные поезда, которые бесперебойно курсировали, перевозя с фронта в глубокий тыл больных и раненых, являясь настоящими госпиталями на колесах.    С августа 1941 года в военно-санитарном поезде № 1130 служила Клавдия Иосифовна Гирская, ныне проживающая в д. Субботники.
   Мама, я должна!    Солнечное июньское утро 1941 года. Молоденькая медсестра Лужинской участковой больницы Клавочка Дронкина, приехавшая в родную Чижовку на выходные из Тульской области, проснулась от громких криков и плача.    - Война, дочка, немцы бомбят наши города... - кинулась к Клаве мать. – Что ж теперь будет-то?    Братья Николай и Осип попытались успокоить ее. Но та знала: совсем скоро сынов призовут на службу. Слезы все лились и лились из глаз...    Глядя на мать, девушка сразу не решилась сказать близкому человеку, что при первом слове «война» она уже знала: ее место там, на фронте.    Проводив вместе с матерью на другой день братьев, крепко-крепко расцеловав их, Клава вернулась домой.    Вечером, прервав наступившую в доме гробовую тишину, обняла мать: «Не кручинься, мама. У всех сейчас беда... Я завтра уеду, я ведь военнообязанная. Будем писать, обязательно вернемся – не волнуйся за нас...» 
   Санитарный поезд № 1130    Почти два месяца Клава Дронкина вместе с коллегами-медиками готовила к предстоящей военной службе военно-санитарный поезд № 1130: комплектовали состав оборудованием, лекарствами, создавая условия для приемки раненых, оказания не только первой, но и серьезной хирургической помощи раненым бойцам, занималась организацией быта сотрудников медслужбы... И вот поезд отправляется в путь: приказ дан на Север!    Санитарный поезд № 1130 курсировал по Заполярью, на Мурманском направлении, с самого начала войны. Возили раненых из полевых госпиталей и медико-санитарных батальонов в Мурманск, Вологду, другие северные города, где были стационарные госпитали. В пути в основном находились ночью: фашисты охотились за составами. В Заполярном крае, где курсировал поезд, шли не локальные, а страшные кровопролитные бои с самого начала и почти до окончания войны...    - Крики, стоны раненых, которых мы грузили в вагоны под бомбежками, брали за сердце, ведь впервые мы, молодые медсестры, столкнулись с эвакуацией наших раненых солдат. Легко ли нам тогда было, переборов страх, сохранять спокойствие при виде крови, смерти? Брали в состав как можно больше, стараясь никого не оставить, многие были в бессознательном состоянии... Фашисты бомбили, несмотря на то что на поезде были опознавательные знаки Красного креста... - вспоминает первый рейс с фронта Клавдия Иосифовна Гирская.    Однажды, лютой зимой 1942 года, на одной из станций медикам пришлось грузить целый состав обмороженных бойцов. Кровопотери могли стать причиной смерти сотен воинов, другим от обморожения было недалеко до гангрены... Но делалось даже невозможное для спасения бойцов.   На подвешенных к потолку носилках в хирургическом вагоне поезда лежали тяжело раненые. Хирурги лишились сна, оперируя сутками. Как только раненые отходили от операций, их переводили в другие вагоны.    Клава Дронкина была единственной в поезде медсестрой, которой доверили переливание крови: руки у нее были просто золотые, да и опыта довоенного хватало.    - Дежурили около раненых, делали уколы, перевязки, на пути к фронту стирали и гладили окровавленные бинты... Старались хоть как-то поддержать, обласкать солдат словом... Иногда слезы застилали глаза, глядя на бойца, у которого вместо рук и ног – культи... «Сестричка, пристрели меня!» - как-то попросил израненный солдатик, понимая свою обреченность... Какие слова утешения тут найти? Разве такое забудется? – вновь окунается памятью в те грозные дни своей юности ветеран Великой Отечественной войны.
   Эх, дороги....    В памяти бывшей медсестры до сих пор раненый в живот казах, которого погрузили вместе с другими на одной из остановок. Несколько часов длилось переливание крови молоденькому бойцу, находящемуся на грани жизни и смерти. Клава безотлучно была около него: вытирала пот со лба, гладила по голове: «Потерпи, миленький!» - смачивала водой пересохшие губы. А тот, очнувшись в очередной раз от забытья, все просил и просил светловолосую сестричку: «Пить... Дай пить, сестра...»    - Подожди чуток, напою вволю, как только можно будет, - ласково отвечала Клава.    Разговор услышал военврач, проходивший по вагону. Поинтересовался у бойца: «Как дела? Как медсестра ухаживает?»    - Плохой сестра – пить никак не дает... - прошептал боец, посмотрев на доктора полными боли глазами... Мог ли он, горящий от температуры, понять, что даже глоток воды при ранении в живот подобен смерти?   - В войну все были едины: украинцы, белорусы, узбеки, таджики... Все воевали, не жалея себя, ради своей страны... И мы, оказывая помощь бойцам, не задумывались, русский он или латыш... Сейчас почему-то многие народы об этом забыли, - сетует К.И. Гирская.    Именно во время службы в военно-санитарном поезде Клава получила награду, которую ценит особенно: медаль «За боевые заслуги».   До сих пор, когда смотрит фильм «Офицеры», она вспоминает поезд № 1130. Такие же, как в киноленте, многоярусные носилки, тесные купе для медперсонала, те же грустные глаза солдат, лишенных возможности громить врага... 
   В медико-санитарном батальоне    Когда госпиталь на колесах был разбит бомбежками и отправлен на капитальный ремонт в тыл, чудом оставшиеся в живых медработники попали в разные военные части.    Клавдия - в медико-санитарный отдельный батальон № 241 313-й стрелковой дивизии. Шел август 1943-го...    Прекрасного специалиста медицинской службы оценили и новые сослуживцы. Девушка без устали ухаживала за ранеными, которых сотнями привозили с поля боя.   Зимой 1944 года фронтовая молва принесла в медсанбат страшную весть. Совсем недалеко, на одном из соседних участков Карельского фронта, финские лыжники-диверсанты зверски уничтожили 2 медицинских батальона. «Коньком» финнов стало внезапное ночное нападение на медсанбаты. Изверги резали мужчин-врачей, раненых, насиловали медсестер, выжигая на груди у них красные звезды...   - Боль за товарищей по медицинскому цеху была нестерпимой. Нас, к счастью, эта участь миновала, наш батальон встретил их сокрушающим огнем, - с дрожью в голосе говорит Клавдия Иосифовна: военные медики, если требовала обстановка, сражались с врагом так же самоотверженно, как и все другие советские воины.    О подвиге врачей, медицинских сестер и санитаров 241-го отдельного медико-санитарного батальона, в котором служила Клавдия, говорит такой факт: только за время боев на Карельском фронте через этот медсанбат прошло 6400 раненых бойцов и командиров.    Здесь, на Карельском фронте, зимой 1944 года девушка познакомилась с офицером пехоты Львом Гирским, с которым она расписалась прямо в полевых условиях.    Победу она встретила в составе 339-го медсанбата, входившего в 289-ю стрелковую дивизию, где служил ее супруг. Уволилась в запас 30 июня 1945 года в звании старшины медицинской службы.    Еще год она жила в Архангельске, ожидая приказа о демобилизации супруга. Потом вместе уехали на его родину – в Минеральные Воды. 

   Здравствуй, калужская земля!    
   Мать Клавдии дождалась домой лишь одного сына и дочь: старший сын Николай пропал без вести. Осип вернулся в Чижовку без руки – война сделала его на всю жизнь инвалидом. Довелось немало поработать на трудовом фронте и сестре Клавдии, Марии: всю войну трудилась на лесозаготовках.
   Проработав всю жизнь медицинской сестрой вдали от малой родины, К.И. Гирская в 2005 году вернулась в Калужскую область. Деревня Чижовка после войны стала микрорайоном Калуги. Нет отчего дома давно. И теперь ветеран живет в Субботниках, рядом с племянницей, Еленой Григорьевной Семешиной, самым близким для нее человеком. 

   Не стареют душой ветераны! 
   На 98-м году жизни бывшая отважная медицинская сестра, фронтовик К.И. Гирская является примером стойкости, жизнелюбия и оптимизма. Она – частый гость в Субботниковской школе, участник многих мероприятий поселения. 
   Особенно дорог ей День Победы. Грудь ветерана в этот праздник обязательно украшают ордена и медали. Когда она смотрит по телевизору парад на Красной площади, сердце ветерана замирает: первым на Параде Победы несут штандарт Карельского фронта, где она воевала. За воинскую службу К.И. Гирская награждена также орденом Отечественной войны III степени, медалью «За Победу над Германией», медалью Жукова, знаком «Фронтовик».
   - Нет ничего дороже мира на земле! Многие советские люди отдали за это все, что имели, - жизнь... Всегда говорю молодежи: цените мир, любите Родину, за которую проливали кровь ваши деды и прадеды... - сказала эта героическая женщина, прощаясь с нами.  
   ...До сих пор не совсем понимаю, 
   Как же я, и худа, и мала, 
   Сквозь пожары к победному маю 
   В кирзачах стопудовых дошла? 
   И откуда взялось столько силы 
   Даже в самой слабейшей из нас? 
   Что гадать? Был и есть у России Вечной прочности вечный запас... 
   - эти стихи Юлии Друниной о таких женщинах, как К.И. Гирская. 
   Ирина ЧЕРКАСОВА Фото Юрия ХВОСТОВА
Просмотров: 1040

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос