За мир и счастье

Главная / Новости / Память / За мир и счастье
24.01.2015
За мир и счастье
   Сухиничская земля обильно полита кровью солдат, в грозные «пороховые сороковые» годы не жалевших своих жизней ради того, чтобы никогда больше фашистский сапог не топтал нашу родную российскую землю, не гибли безусые мальчишки и совсем юные, еще не целованные девчата, шагнувшие в пекло войны прямо со школьной скамьи, не выли от отчаяния, получив жестокие похоронки, матери и жены… 
   Особое место в славной военной истории района занимает территория сельского поселения «Село Брынь», старожилы которого до сих пор помнят картинки тех дней, а поля и леса вынужденно хранят поржавевшие осколки бомб и снарядов – страшные напоминания о далеких-далеких событиях… 
   Свято берегут память о тех, чьими жизнями завоеван сегодняшний мир, разновозрастные жители СП «Село Брынь». Никогда не зарастает тропа к воинским захоронениям, а их на данной территории пять (в Брыни, Охотном, Попково и два - в Куклино), ведется активная переписка с родственниками погибших в этих живописных краях советских солдат, собирается по крупицам и хранится бережно, с сыновней любовью, материал, посвященный страницам Великой Отечественной войны… 
   - Этого никогда нельзя забывать. Наши дети и внуки должны знать и помнить, что «не для войны рождаются солдаты, а для того, чтоб не было войны»…Ни один дом у нас в поселении не обошла стороной Великая Отечественная, всех задела своим крылом. В каждом доме есть свой герой… И надо было видеть, с каким трепетом школьники Брынской школы в день Победы держали в руках портреты своих дедов, прадедов, просто земляков – у нас тоже проходит по всеобщему желанию своя акция «Бесссмертный полк»,- с волнением рассказывает глава администрации сельского поселения «Село Брынь» Надежда Ильинична Паничева. 
   Наша очередная встреча с ней состоялась по моей просьбе: захотелось еще раз побывать, пожалуй, в одном из самых трагических по количеству человеческих потерь мест военного лихолетья в нашем районе, встретиться с живыми очевидцами самой кровопролитной в современной истории войны… 
   - В поселении на сегодняшний день проживают 17 тружеников тыла, 1 инвалид и 1 участник войны, 5 вдов и 8 малолетних узников. Больше всего в Попково тех, в чьем сердце до сих пор никак не зарубцуются раны, когда-то нанесенные войной,- рассказывает Надежда Ильинична по пути в деревню, куда мы отправились на нашей редакционной «Ниве». 
   В свежести январского воздуха в первозданной деревенской тишине только слышно с утра чириканье птиц – зима опять где-то «загуляла», и пернатые оживились. А тогда, зимой 1942 года, в нашей местности стояли лютые морозы, словно стремившиеся заморозить фашистских палачей, отброшенных в декабре 1941 года от Москвы и решивших отсидеться зиму в обороне. Одним из таких мощных опорных пунктов фашистов и стало село Попково, в 10 километрах от Сухиничей, где оборонялись элитные части немецких пехотных дивизий. 
   Немцы забирали у местных жителей скотину, теплую одежду, гнали их в рабство, не жалея ни детей, ни стариков. Оставшиеся еще не угнанными прятались в подвалах, с минуты на минуты ожидая услышать фашисткое «Хальт!», ощутить на спине удар немецкого приклада…Но ближе и ближе был день, когда все громче и громче заявили о себе советские орудия… 
   - В двадцатых числах января 1942 года в боях за наше Попково погибла молодая девушка – боец сводного партизанского разведывательного отряда Лариса Васильева.( Сводный отряд, который должен был переходить линию фронта западнее Сухиничей, оказался на пути немцев и вступил с ними в бой, показывая чудеса героизма. Лариса Васильева, уроженка Белоруссии, была ранена и пленена). 
   Когда началась война, я была в 4 классе. Зимой мы прятались в подвале, и в один из дней услышали страшные крики: это мучили разведчицу-партизанку. Ее пытали в нашем доме, где хозяйничали фашисты. Потом ее выбросили к раките, она, полураздетая, лежала несколько дней на снегу…Слышен был громкий гогот немецких солдат, пинавших ее сапогами, издевавшихся над девушкой… Нам было жутко, и мы ничем не могли помочь…Потом ее подняли на ржавые штыки, примкнутые к винтовкам…Истекая кровью, она жила еще несколько часов, вся в ранах и кровоподтеках… Жителей деревни к ней не подпускали, и похоронить Ларису Васильеву, так звали девушку, удалось лишь, когда в деревню вошли наши войска, но мы это узнали уже потом, ведь нашу семью угнали в рабство…- делится воспоминаниями жительница Попково Анна Емельяновна Данилкина, в девичестве Матюшина. - Деревенские жители, видевшие, как пытали девушку, слышали ее последние слова: «Вы меня убьете, но ни одна фашистская гадина не уйдет живой с нашей земли!». 
   Девушка повторила подвиг Зои Космодемьянской. И, как оказалось, они были знакомы, даже служили до этого в одной части. Зою тоже зверски замучили фашисты…И о ней тогда писала газета «Правда». Судьба же «нашей» Ларисы Васильевой, как ее с тех пор называют жители Попково, для ее друзей тогда еще оставалась неизвестной. В конце 60-х годов в эти края приезжала мама героини, побывала на месте гибели и захоронения дочери, срезала ветку ракиты, под которой умерла Лариса, чтобы потом посадить ее у палисадника своего дома на Гомельщине, откуда девушка родом… 
   В боях за Попково, которое было освобождено в марте 1942 года, советские гвардейцы захватили 18 орудий, 42 автомашины, пулеметы, минометы врага, склады продовольствия и другого военного имущества, на улицах деревни фашисты оставили свыше 500 трупов своих солдат. О результате успешной операции командования Западного фронта тогда написала газета «Красноармейская правда». 
   А в это время местные жители Попково и других окрестных деревень в серых солдатских шинелях приближали Победу на разных фронтах Великой Отечественной, мужественно терпели голод и холод, лишения и тяготы, мечтая на коротких привалах о том, что настанет, наконец, победный день, и они обнимут своих любимых! Не всем довелось осуществить эту мечту: из 500 мужчин, ушедших в годы войны с территории СП «Село Брынь» на фронт, домой израненными, но не сломленными, вернулись лишь чуть более 240. Их имена высечены золотыми буквами на памятнике в селе Брынь. Не вернулся с поля брани и уроженец деревни Старая Брынь Григорий Афанасьевич Долгов, которому за военный подвиг при форсировании Западной Двины было присвоено звание Героя Советского Союза. 
   А сколько кровавых зарубок оставила та страшная война в сердцах тех, кто чудом выживал в фашистских концлагерях, под бомбежками, шатаясь от голода, рыл окопы? 
   В начале 50-х на поле от взрыва военной мины погибли пять женщин этой деревни... 
   Анне Емельяновне Данилкиной, Марии Алексеевне Варениковой, Анне Георгиевне Антроповой, жительницам деревни Попково, повезло: они вернулись домой! Судьбы этих женщин – повторение судеб миллионов таких же, как они, россиянок… 
   Анна Емельяновна Данилкина – ровесница Сухиничского района, ей 85. В семье было шестеро детей. Когда началась война, отца вместе с другими попковскими мужиками в первые же дни забрали на фронт, и совсем скоро в дом пришло извещение о его гибели. Мать просто почернела от горя: дети мал мала меньше, а младшенькому, Петеньке, и всего-то несколько месяцев - муж так и не увидел последыша, ушел Родину защищать! 
   Немцы оккупировали деревню, и в каждой семье поселился страх: фашисты могли расстрелять любого попавшегося не вовремя на глаза… 
   - 22 февраля, в 5 вечера, нас всех выгнали из домов и погребов и погнали в направлении Живодовки…Шли по снегу, смешанному с кровью, под вооруженным конвоем фашистов. Отставать было нельзя: слабых безжалостно расстреливали. Так, пешком, в мороз, голодные, дошли до Брянска. По пути умер Петенька – так и закопали маленькое тельце в снегу под сельцом Высокое… В Брянске нас всех посадили в полувагоны и повезли… В конце-концов мы все оказались в лагере литовского местечка Алитус. Колючая проволока, лай собак, баланда из полусгнивших овощей, вышки с немецкими охранниками и постоянное чувство страха за себя и маму, братьев, знакомых – все это помнится и сейчас,- не скрывая набежавших слез, рассказывает Анна Емельяновна. 
   Да как забудешь? «Живой» меткой о тех горьких днях ей напоминает заросшая дырка на груди от немецкой палки с железным наконечником, которой маленькую Анютку «наградил» фашист в концлагере… 
   И все-таки им удалось бежать - пленных собирались отправлять дальше, в Германию. Прятались в лесах, болотах, пухли от голода. На одном из хуторов их приютила литовская семья, и там их ждала радость: на хуторе уже жили их попковские соседи, тоже бежавшие из лагеря, - семья Бурнашовых. 
   - Если б не литовцы, которые делились куском хлеба, мы бы не оправились от лагеря, не выжили. Ведь многие тогда не выдерживали голода, умирали…- говорит моя собеседница. 
   Домой вернулись лишь в конце августа 44-го. Вместо хаты стояли одни столбы, но цела была печка, и это было несказанной радостью! У других было еще хуже – от жилья не осталось и следа… 
   После войны она вышла замуж за фронтовика, своего одноклассника Петра, пришедшего с фронта. Петр Федорович, танкист, закончил боевой путь в Германии. Жили дружно, выстроили дом, вырастили троих детей. Честно трудились: он - на шахте, она - в колхозном полеводстве. В 1992 году супруга не стало… 
   Пережила немецкий плен и Мария Алексеевна Вареникова, тоже коренная жительница Попково. Отец умер рано, а вот отчим ее тоже не вернулся с войны. Муж Марии Алексеевны, Василий Михайлович, был на фронте зенитчиком, воевал во 2-й гвардейской зенитной Барановичской дивизии резерва Верховного главнокомандования. Тоже, как и его деревенский друг Петр Данилкин, дошел до Берлина. 
   - Прожили хорошую жизнь после войны, хоть и трудно было – свадьбу играли чуть ли не босиком в 1946 году, но трудились, поддерживали друг друга, муж всегда был в колхозе в чести, фотография его на Доске почета красовалась…- делится Мария Алексеевна. А в глазах - непреходящая грусть: нет уже в живых ни любимого мужа, ни двоих сыновей – такая вот ее долюшка! Зато не бросают внуки, особенно – внучка Людмила, которая отдает все тепло своего сердца любимой бабушке. 
   У Анны Георгиевны Антроповой своя военная история. 
   - Годы, как ласточки, мчатся, в этом году мне уже 90 будет! - улыбается Анна Георгиевна. И хоть передвигается она сейчас с палочной, не унывает, все также ясна память и щедро на любовь к людям сердце…Помните подвиг подольских курсантов на знаменитых Ильинских рубежах, в 140 километрах от Москвы? Тогда, в октябре 41-го, обыкновенные безусые мальчишки ценой своих жизней задержали продвижение гитлеровцев к Москве, проявили великий героизм и мужество. Анна Георгиевна тоже связана с этим населенным пунктом – жительница Детчино, она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов, строила оборонительные укрепления. Сколько тогда исходили ее ноги, сколько руки донесли? Один Бог знает…За трудовой подвиг во время войны награждена правительственными наградами. На Балтике геройски погиб ее брат Николай. 
   После Победы, в 1947 году, она оказалась в Попково – вышла сюда замуж. Михаил был фронтовиком, пришел домой израненный, вся грудь – в медалях. Троих детей нажили, да умер от ран Михаил Алексеевич через 10 лет после их росписи в сельсовете. Но нашелся человек, взявший заботу о женщине и ее детях на свои мужские плечи. Федор тоже воевал, был 5 раз ранен, награжден многими медалями. С ним нажили еще двоих детей. Все выросли достойными людьми. И вместе с другими своими наградами Анна Георгиевна хранит, на ее взгляд, самую главную – “Медаль материнства” II степени.
   Знаете, о чем просят сегодня в своих молитвах Бога эти героические женщины? О том, чтобы никогда больше не было войны… 
   Ирина ЧЕРКАСОВА Фото автора
Просмотров: 2658

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос