У леса на опушке

07.02.2023
У леса на опушке
   Фермерством заниматься – не шашкой махать. Об этом не понаслышке знает глава крестьянско-фермерского хозяйства Виталий Козлов, занимающийся разведением абердин-ангусов. 

   Добро пожаловать, пресса! 
   В гости к Виталию Козлову мы отправились впервые. В фермерское хозяйство, где содержатся абердин-ангусы так просто не попадёшь, оно находится за деревней Живодовкой, и, когда активно ведутся сельскохозяйственные работы, проезд туда затруднён, да и коровы с весны до глубокой осени находятся на пастбище. Так что зима – самое подходящее время года, когда и фермера, и его питомцев можно застать в одном месте. 
   Поприветствовав нас, Виталий Козлов предложил совершить экскурсию по ферме. 

   – На этом месте был лес, а в советское время располагался телятник. Хорошее место нашли случайно, ведь кругом овраги, а здесь, на пригорке, – самое то для нас. Ранней весной на нашей полянке быстрее всего сходит снежный покров. Деревья по кругу оставили, они препятствуют сквозняку, – рассказывает Виталий Козлов о становлении фермерского хозяйства. – Полтора года готовили площадку. Все видят здесь чистое поле и думают, что таким оно и было до того, как мы развернули свою деятельность. 
   Подвели сюда все коммуникации. В прошлом году все провода убрали в специальный короб и уложили его под землю, поскольку они и вид местности портили, и техника их задевала.

   На фермерском подворье 
   При входе на ферму мы услышали блеяние овец и ржание лошадей. А пройдя через хозпомещение, попали на подворье. 
   – Ну вот они, мои питомцы, – представил нам фермер своих подопечных: пару лошадей и десяток-другой овец с потомством. 
   – Вся живность появилась на ферме практически одновременно, только изначально в меньшем количестве, – констатировал он, обращая наше внимание на путающихся у ног ягнят и стоящих в стойле скакунов: жеребца по кличке Оратор и кобылу Шакиру. 

   – Лошадей взял для разведения. Место для потомства у нас есть, конюшня рассчитана на пять голов. Коня будённовской породы купил у частников, знакомых цыган, а тракено-ганноверскую кобылу – на конезаводе в Дмитровграде. У меня дочь конным спортом занимается, особенно увлекается конкуром. Поэтому мы и выбирали скаковых, чтобы она здесь, на ферме, могла тренироваться, – пояснил свой выбор фермер. 
   Обе лошади молодые, Шакира ещё необъезженная, конь же к езде уже пригоден. 
   – Когда Оратора объезжал, едва сам не травмировался. Конь начал прыгать, кидать меня в седле, да так и скинул. Упасть я не упал с него, но нога в стремени застряла… На другой раз всё прошло в штатном режиме, – поделился Виталий историей одного обычного фермерского дня. 
   – В том году мы с ним наших быков загоняли, когда трое из них убежали с пастбища. Оратор достойно показал себя в работе. Понимает, что от него хотят. Хорошо ходит под седлом. Шикарный жеребец достался. Ещё растёт, – рассказывает о достоинствах ретивого скакуна фермер и добавляет: 
   – И никакой квадроцикл с лошадью не сравнится, на нём по нашим угодьям да за ангусами не наездишься. 

   Шерсти много, а толку мало 
   Небольшое поголовье овец также приобреталось фермером с целью разведения. Выбор пал на популярную, недорогую и адаптированную к нашему климату породу. 
   – В нашей местности романовская порода овец очень распространённая. Её ценят за шерсть и неприхотливость к погодным условиям. Но с этими овцами не так всё просто, и в этом я убедился, занявшись их разведением. 

   Два раза в год их надо стричь, что довольно сложно, даже несмотря на маленькое поголовье и специальную машинку, которую пришлось купить. А шерсть особым спросом не пользуется, – отмечает неприятные для себя особенности глава фермерского хозяйства. – Только поэтому я намерен вывести из своего хозяйства романовских овец и уже приглядываюсь к другим породам.
   Сейчас, например, мои коллеги-фермеры переходят на катумских овец, которых не надо стричь, потому что те линяют. Кстати, это новая порода, выведена относительно недавно в России в Ленинградской области. 
   Или на дорпера – бесшёрстную породу овец мясного направления продуктивности. Но эти овцы довольно дорогие, ярка порядка пятидесяти тысяч стоит, но зато мороки с ними меньше: корми, расти. Пока думаю, какой из этих двух пород отдать предпочтение. 

   По полю гуляют… 
   В зимний период абердины, а их у Виталия Козлова более 50 голов, из которых 33 – коровы, содержатся в загонах, обустроенных прямо рядом с фермой. 
   – Я рассчитывал, что уже начну продавать ангусов, но пятнадцатипроцентное выбывание животных заставляет заниматься ремонтом стада, – говорит фермер. 
   И причина тому не плохие условия содержания, и не безответственное обращение с животными (насчёт этого в хозяйстве всё строго), и даже не падёж (его нет). 
   – Забой скота – мера вынужденная, в случае если животное получило серьёзную травму, например, перелом конечности. Гипс же корове не наложишь, – разводит руками фермер. – У нас уже один случай такой был, и вместо одной головы потеряли две, поскольку корова была стельной. Да и тяжёлые отёлы тоже могут стать причиной выбывания коров из стада. 
   С ремонтом проблем у фермера нет, коровы телятся, молодняк появляется. 

   – Процесс осеменения у нас проходит естественным образом. Тем летом привёз быка, этим – хочу ещё одного племенного взять в Медыни, – рассказывает Виталий о производителях, на которых он возлагает большие надежды по увеличению поголовья. – Надо же хорошую генетику выводить. Небезызвестное всем нам крупнейшее в калужском регионе хозяйство, занимающееся разведением ангусов, свою кровь не даёт, осеменаторы сюда ко мне тоже не поедут, ввиду того что поголовье маленькое. Семени ангуса в нашей области нет, привозить его откуда-то накладно, да и гарантия на искусственное осеменение невысокая: 50 на 50. Я уже спрашивал у ветврачей, сам узнавал, где, что и как, а потом пришёл к выводу: обойдёмся своими силами. 

   Необычные презенты 
   В хозяйстве Виталия Козлова есть отличная от чёрных агусов по окрасу корова. 
   – Белую корову мне друзья подарили, когда я только занялся фермерством. Она вообще-то дойная, но обитает с абердинами и уже переняла их повадки, – замечает хозяин. 
   Козочки на ферме, пасущиеся вместе с коровами, – тоже подарок. 

   – Друзья считают, раз я занялся фермерством, то самый лучший для меня подарок – какая-нибудь живность. В гости сюда приезжают и дарят, как говорится, до кучи, – поясняет Виталий появление животных. – Так две козы появились, а за ними и вьетнамские свиньи. 
   Не увидев последних, мы поинтересовались у фермера, куда подевался необычный презент в несколько свиных голов. 
   – С ними мороки было столько, да и не планировал я свиноводством здесь заниматься. К счастью, недолго длилась свиная история на нашей ферме, – ответил он. 
   Кроме лошадей, овец, коз и абердинов, на ферме Виталия Козлова есть и символы наступившего года: пять кроликов, живущих в просторных клетках, и кот. Помимо них ещё две собаки, одна из которых, породы бигль, бросилась нас встречать, когда мы только приехали и вышли из машины, а потом сопровождала нас по территории фермы. 
   – Это вовсе и не моя собака, а двоюродного брата. Он уехал, попросил присмотреть за питомцем. Говорил, оставляет нам его на попечение всего на пару месяцев, а пёс нами уже почти год. Раньше в квартире в Калуге жил, теперь вот на ферме, – рассказывает о судьбе подопечного бигля хозяин фермы. 

   Дел невпроворот 
   Много времени и сил у фермера и его помощников отнимает обустройство пастбищ. Выделенная ему в пользование земля в основном вся заросшая лесом. Корчевание – процесс ежегодный. 
   – Техники задействуем много. Трактором Т-100 корчуем деревья, а ДТ-75 – кусты, «беларусами» цепляем их и стаскиваем в кучу. 
   Благо коровы нам тоже помогают. Мы по периметру раскорчёвываем заросший участок, загоняем туда коров, и они выедают, вытаптывают большую часть растительности. Как говорится, и им хорошо, и нам. Об этом лайфхаке мне, кстати, знакомые фермеры рассказали. Метод рабочий, – говорит деловитый глава фермерского хозяйства. 

   – Хотим ещё старую разобранную ферму реанимировать, чтобы в будущем разместить там маточник. Расширим её на несколько метров, сделаем двускатную крышу, оборудуем помещение для животных, поставим ещё один зоологический станок для фиксации коров, а с другой стороны загоним технику, – показывая нам бетонные столбы, оставшиеся от былого строения, делится представлениями Виталий. 
   В наступившем году хлопот у фермера прибавилось. 
   – Недавно купили кооператив в Мещовске, там целый комплекс с цехом по переработке мяса. Сейчас занимаемся оформлением всей необходимой документации, а затем будем подтягивать туда других фермеров. Рассчитываем также получить господдержку на развитие кооперации, – делится свежими фермерскими новостями хозяин фермы, для которого кооперация – тема отнюдь не новая. 

   Фермером стать легко? 
   Связать свою жизнь с сельским хозяйством для Виталия Козлова – шаг хорошо обдуманный, несмотря на то, что представления о фермерстве на тот момент были поверхностными. 
   – Читай, смотри, интересуйся – никаких особых секретов того, как стать фермером, нет. Было бы желание. Есть же такая поговорка, что до головы через руки доходит. Это как раз мой случай, – смеётся фермер-самоучка. 
   О мерах государственной поддержки фермеров Виталий Козлов узнал от знакомых, которых у него с появлением собственной фермы стало ещё больше. Первый грант на развитие, чуть больше шести миллионов рублей, он получил в 2019-м году, второй, более трёх миллионов, – в прошлом году. 
   Поддержка государства дала фермеру возможность организовать собственное дело, которое имеет хорошие перспективы развития. 
   – В общей сложности реализация данного проекта мне обошлась примерно в 18 миллионов рублей, чуть больше половины этих средств, полученные мной, – гранты, – отмечает глава КФХ. – Но грант – это не просто счастливый случай, когда тебе дали денег. Есть определённые обязательства, которые надо выполнять, растрачивая полученные от государства деньги.
  – Вдобавок, если бы не другая моя работа, вряд ли бы получилось заняться фермерством и развиваться в этом направлении дальше. Потому как тот, кто занимается мясным скотоводством, первые плоды своего труда может увидеть только где-то через три года, так как телёнка надо выкормить, вырастить, а если речь идёт о корове, то от неё нужно получить телёнка, на появление которого также уходит время, год-другой, и немалые деньги.
   Поэтому видеть в фермерском хозяйстве высокоприбыльный бизнес бессмысленно. Нужно любить то, чем занимаешься, и много трудиться, – рассуждает Виталий Козлов. – Правильно говорят: фермерство – бизнес не твой, а твоих детей. Ты будешь строить, налаживать процессы, а по факту это задел на будущее. Радует, что моим детям тоже нравится заниматься фермерством. 

   Отдыхать некогда и неохота 
   – Слышу иногда бестактный вопрос в свой адрес: «А как отдыхать с таким хозяйством?» Я в ответ: «Отдыхают отчего? Оттого, что устали. Разве по мне видно, что я уставший?» И мой оппонент сразу замолкает. Я не понимаю, как можно отдыхать от того, что тебе нравится – недоумевает Виталий. – Каждый мой день ни на что не похож, я приезжаю на ферму несколько раз в неделю, а иногда и вовсе могу жить здесь неделями. Нередко выезжаю обмениваться опытом в хозяйства нашей области и других регионов, и ко мне сюда приезжают фермеры. 
   – Если под словом «отдыхать» подразумевается поездка на море да за границу, то мне это как-то безразлично. Я там много раз был и ничего полезного для себя оттуда не привёз. Поэтому всем предлагаю бюджетный, но не менее интересный вариант: поездить по России. У нас такая красотища кругом, а природа какая! Европа с нашей страной не сравнится! – убеждённо говорит труженик. 

   Мы справляемся! 
   На ферме Виталия Козлова трудятся всего три человека: он, его отец и наёмный работник. В тёплое время года помощников становится больше: приезжает супруга с детьми (у Козловых их четверо), нанимают ещё одного работника, друзья заглядывают. 
   – По-хорошему, с делами на ферме могут управляться два-три человека, среднестатистической семье эта ноша как раз будет под силу. Кстати, за границей именно так и обустроен фермерский быт, и там животноводческие фермы принадлежат одной семье десятилетиями и передаются по наследству, – рассказывает хозяин. – Что касается нашей фермы, то особых трудностей с уходом за живностью мы не испытываем. Теоретически можно с запасом оставить всем корма и воды и на пару дней куда-нибудь уехать. Но мы этого не практикуем, кто-то один всегда находится здесь и следит за порядком. В целях безопасности без присмотра хозяйство не оставляем. 
   Первые два года мы несколько раз гоняли воришек, которые охотились за металлом, что оставался в старом коровнике. Вроде как удалось их отвадить. 

   В гостях у фермера 
   Вдоволь нагулявшись по небольшой ферме, нафотографировавшись с озорными ягнятами, наобщавшись с лошадьми, насмотревшись на «чёрное золото» и пушистых кроликов, наговорившись с фермером о мясном животноводстве и вообще о фермерстве, мы немного продрогли, и гостеприимный хозяин предложил нам пойти погреться в фермерский домик. 
   За чашкой заваренного на чистой колодезной воде свойского иван-чая продолжилась наша беседа с Виталием Козловым. 
   – Не стесняйтесь, угощайтесь конфетами, так наш чай ещё вкуснее будет, – предлагает он гостям. – Иван-чай заготавливаем сами. У меня этим жена и дети занимаются. Собирают здесь недалеко. С каждым годом стараются заготовить побольше, но до очередного сбора его не остаётся: сами с удовольствием пьём, гостей угощаем. 
   И хотя этот чай на любителя, нам он пришёлся по вкусу. 
   Внутреннее убранство хозяйского дома оформлено в стиле рустик. В роли дизайнера интерьера выступил сам Виталий. 
   – Резьба по дереву – моё давнее хобби. В школе всегда уроки труда нравились, на них-то я и научился и на токарном, и на деревообрабатывающем станках работать, – поясняет фермер. – Изначально этот домик строили, чтобы было где переночевать. Он получился вместительным: места хватает и нам, и нашим гостям. Здесь и связь есть, интернет 4G ловит. Вот вам и деревня, и чистое поле. Рядом ещё один дом строим как раз для гостей. 

   Казачья кровь 
   У гостевой комнаты фермерского домика Виталия Козлова есть одна особенность: на стене красуются казачьи папаха и шашка, которые сразу притягивают взоры гостей. 
   – Всё настоящее, не бутафорское, – с гордостью поясняет фермер. – Это, когда я к себе на родину в хутор ездил, мне подарили. 

   Виталий Козлов родом с Поволжья. Детские и юношеские годы главы крестьянско-фермерского хозяйства прошли в хуторе Ширяевский Иловлинского района Волгоградской области. 
   – У меня отец из Пышмы. И он, и мои предки – донские казаки. В 30-е годы прошлого столетия, когда велась репрессия против казаков, им пришлось немало побродить по белу свету, – поведал Виталий историю о русском казачестве. 
   – Я же почему на лошадях с шести лет езжу. Так у казаков принято растить детей и обучать их хозяйственным навыкам. И хотя мне будет всего сорок лет, я ещё застал табуны диких лошадей в степях. Мы их ловили и объезжали, – делится воспоминаниями потомственный казак. – В нашем хуторе тогда человек пятьсот жили. Сколько теперь, честно, не знаю, езжу туда нечасто, всех своих в Калугу перевёз. 
   Под настроение фермер надевает папаху, берёт в руки шашку, седлает коня и круг-другой даёт по сухиничским просторам. 

   С колёс – на копыта 
   На калужскую землю Виталий Козлов перебрался в начале 2000-х, когда поступил в калужский кооперативный техникум. После получил высшее образование: окончил Московский финансовый институт. 
   В Калуге Виталий нашёл свою судьбу, создал семью, да так и остался жить в колыбели космонавтики. 
   Первый бизнес «сколотил» в 22 года. Занимался продажей лекарственных препаратов, заработал неплохой стартовый капитал. 
   Затем два года покорял столицу. С товарищами перегонял из Владивостока в центральные регионы России праворульные машины. По словам бизнесмена, тогда эти автомобили пользовались большим спросом. В Москве с друзьями открыл первый автосервис. Дела шли неплохо, но столичный жизненный уклад пришёлся Виталию не по нраву. 
   – На втором году жизни в Москве я чуть с ума не сошёл от суеты, от пробок, – объясняет он своё возвращение в Калугу, где затем открыл собственный автосервис. 
   Но и сухиничская земля Виталию не чужда: на станции Живодовка жила его бабушка. 
   – Ещё около пяти лет, и мы выйдем на рентабельность. Первый заработок можно получить тогда, когда доходы покроют расходы. Обычно в фермерском деле это происходит на восьмой – десятый год. А нашему хозяйству в этом году ровно пять лет исполняется, и мы всё ещё строимся, достраиваем, покупаем, – констатирует фермер. 

   В ближайших планах у Виталия Козлова дальнейшее развитие фермерского хозяйства: нужно наращивать поголовье крупного рогатого скота, достроить гостевой дом, поставить баню, заняться кооперативом, а потом можно подумать и об агротуризме: фермер всегда рад гостям. 
   – Вы приезжайте ко мне летом. В тёплое время года в сельской местности жить хорошо, – сказал Виталий, провожая нас к машине. 
   Ну а мы искренне пожелали фермеру успехов в реализации намеченных планов и задумок. 
   Надежда ВАСИЧЕВА Фото автора, Юрия ХВОСТОВА и из личного архива Виталия КОЗЛОВА
Просмотров: 2034

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос