Мы работали не ради денег

Главная / Новости / Машина времени / Мы работали не ради денег
09.11.2019
Мы работали не ради денег
   16 ноября средняя школа № 4 будет отмечать свой 100-летний юбилей. На протяжении нескольких последних месяцев в редакцию поступало немало писем от бывших выпускников школы, о которой у них остались самые лучшие воспоминания, ими ученики разных лет желали поделиться с нашими читателями. А редакция газеты с удовольствием размещала на страницах издания письма, полные благодарности любимым учителям. 
   Сегодня мы предлагаем вниманию читателей материал, подготовленный Алевтиной Георгиевной Лавриновой, бывшей учительницей русского языка и литературы, истории и обществознания средней школы № 4. 
   1919 год... Ещё продолжается Гражданская война и иностранная военная интервенция. Окончательный разгром войск Колчака, война с Польшей, победа над Добровольческой армией Врангеля - все впереди. 
   Только осенью англичане покинут Архангельск и Мурманск, в 1920 году эвакуируются с Дальнего Востока английские и американские части, только в октябре 1922 года японские войска оставят территорию Дальнего Востока. 
   В молодом государстве тяжелейшее экономическое положение, подорванное ещё Первой мировой войной. А коммунисты партийной организации станции Сухиничи-Главные в лице Пацына, Никитина, Савенкова, Ильченко обращаются во многие организации с просьбой открыть железнодорожную школу, которую посещали бы не только школьники станции, но и деревень Гусово, Михалевичи, села Воронеты. 
   С большим трудом удалось «отвоевать» у службы пути (ПЧ-4) половину здания и прилежащий сад. Во второй половине располагалась контора дистанции. Решено было для учащихся начальных классов выделить помещение железнодорожного клуба. 
    В первые два года (1919, 1920) средняя и начальная школа работали самостоятельно. Директором средней школы стал Шаман Павел Иванович, а заведующим начальной - Виноградов Николай Петрович. 
   Очень тяжело было и детям, и учителям заниматься в клубе. Школа работала в две смены, в каждой по два класса одновременно (классы под руководством Георгиевского Александра Васильевича и Дзяланской Клавдии Стефановны, Георгиевского Михаила Васильевича и Знаменской Таисии Сергеевны). Один из классов занимался в зрительном зале, а второй - на подмостках открытой сцены. Через два года и вторая половина здания дистанции пути была передана средней школе (директором её в это время был Пичугин Иван Борисович), в сухих подвальных помещениях также были открыты классы, где велись уроки труда средней школы. 
   Сравним, какие в настоящее время прекрасные условия для занятий учащихся и работы учителей: компьютеры, интернет, наглядные пособия, справочники по всем школьным предметам, пособия для подготовки к экзаменам, светлые, просторные классные комнаты, центральное газовое отопление, спортивный зал, столовая, библиотека (ещё в 60 - 80-е годы моей работы в школе № 4 приезжавшие из Москвы инспектора удивлялись: «У вас даже детская энциклопедия есть!»). 
   В те далёкие годы очень трудные были материальные условия не только учащихся, но и учителей. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года «смела» деньги, отпечатанные в период царского самодержавия. В 1917 - 1920-х годах имели хождение денежные бумажные знаки, выпускавшиеся при Временном правительстве Керенского. Народ их называл «керенками» (они были так обесценены, что на рынках их носили в больших мешках, а считали на постилках, разостланных на земле. Чтобы что-то купить, надо было пересчитать уйму этих бумажек).
   Только с 1922-го по 1947 год стали пользоваться червонцем (это не иностранная золотая монета в допетровской Руси начиная с XVIII века, а денежный кредитный билет номиналом в 10 рублей). 
   Но пока отдел школ железнодорожного транспорта, находившийся в Калуге, получал в банке «керенки», курс стоимости которых он (банк) подсчитывал днём выдачи. И когда отделу нужно было переслать деньги в Сухиничи, чтобы выдать зарплату учителям, стоимость «керенок» по курсу рубля настолько падала, что на них нечего было купить. 
   Вот почему учителям приходилось иметь большие участки земли. Например, Михаил Васильевич Георгиевский писал в своих воспоминаниях, что он сеял рожь, овёс, ячмень, клевер, а не только сажал картофель и выращивал овощи. У него с братом Александром была лошадь и необходимый сельскохозяйственный инвентарь (в 1922 году они передадут лошадь и инвентарь бесплатно колхозу при селе Воронеты, председателем которого был Мумлиенков Исай Кондратьевич). 
   В те годы большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В деревне Гусово её проводили Мария Афанасьевна Георгиевская и Антонина Афанасьевна Мумлиенкова, среди семей железнодорожников станции - учительница русского языка и литературы Нестерова, в Михалевичах - Михаил Васильевич Георгиевский вместе с пионервожатой Данильченко Прасковьей Александровной. Остальные учителя вместе с директором проводили работу в избе-читальне. По просьбе начальника военизированной охраны станции М.В. Георгиевский проводил также занятия с низшим составом стрелковой команды три раза в неделю по 2 часа в каждый рабочий день по русскому языку и арифметике в пределах программы начальных классов. 
   Впервые его работа оплачивалась администрацией стрелковой охраны по ведомости этой организации. Такие же занятия, но без оплаты, он проводил с милиционерами станции. 
   В период коллективизации сельского хозяйства в районе Сухиничский совет депутатов трудящихся попросил выделить одного учителя из коллектива в помощь районному землемеру для планирования и распределения рабочей силы и тяги на период весенне-полевых работ: выполнять обязанности агронома. Педсовет школы предложил выполнить это поручение Михаилу Васильевичу Георгиевскому, и он во второй половине января приступил к такой ответственной работе, находясь вместе с землемером в колхозе (Шлиппово - Дабужа) до весеннего половодья. Летом этого же года он был послан снова в эти же колхозы для определения среднего урожая озимых хлебов. Михаил Георгиевич писал в своих воспоминаниях: «Если бы вы знали, какая это была трудоемкая работа: требовалось выделить в каждом гектаре хлеба одну квадратную метровую площадку зрелой ржи. Сорванные колоски служили материалом для учётной комиссии колхоза по определению урожая озимых хлебов». 
   Как же трудно было в те годы учителям, сочетая работу в школе с ответственной общественной! Михаил Васильевич Георгиевский, например, помимо описанного три года заведовал детским питанием, и это было его общественное поручение (Пичугин Иван Борисович впервые пригласил в школу повара. Так у учащихся появился завтрак: компот, или кисель, или чай с булочкой и сахаром). 
   «В те далёкие годы железнодорожная школа считалось самой работоспособной, самой дисциплинированной. Ни на одном педсовете не ставился вопрос о плохом поведении учащихся или о нежелании кого-либо учиться. Ребята отличались вежливостью, трудолюбием и исполнительностью. Отношения между учителями и учащимися всегда были дружелюбными, а мы всегда верили, что жизнь наладится», - делилась своими воспоминаниями с комсомольцами Анна Васильевна Саликова.
   Мне посчастливилось работать в средней школе № 4 при директорах: Дмитрии Дмитриевиче Емельянове, Николае Ефимовиче Справцеве, Нине Павловне Черкасовой, Валентине Дмитриевне Быковой, Нине Ивановне Румянцевой. 
   Меня окружали учителя-предметики: Александра Степановна Будникова, Татьяна Ивановна Абрамова, Валентина Дмитриевна Новикова, Мария Фёдоровна Дудина, Валентина Прокопьевна Жаркова, Евгения Михайловна Голульянц, Константин Сергеевич Голульянц, Григорий Михайлович Филимонов, Андрей Васильевич Колмыченко, Лилия Антоновна Ковалевская, Тамара Ивановна Афанасьева, Клавдия Алексеевна Петрова, Виктор Андреевич Шаляпин, Валентина Фёдоровна Шаляпина, Галина Герасимовна Латун, Павел Михайлович Латун, Александр Федосеевич Тихомиров, Пётр Петрович Лавринов, Екатерина Алексеевна Емельянова, Лидия Владимировна Пащенко, Мария Тимофеевна Харитонова, Семён Петрович Немчинов, Валентина Сергеевна Митрохина, Любовь Васильевна Зайцева, Галина Николаевна Кузина, Таисия Васильевна Романова, Елена Яковлевна Вельгус (Осина), Надежда Михайловна Трунина, Лилиана Анатольевна Зленко, Олег Эдвинович Змовскис, Светлана Сергеевна Заводчикова, Иван Иванович Прокшин, Светлана Александровна Николькина, Александр Андреевич Жарков, Раиса Павловна Коцубенко, Наталья Евгеньевна Фомина, Валентина Алексеевна Сычёва, Наталья Алексеевна Бондаренко, Людмила Ивановна Панюшкина. 
   Я продолжала работу с воспитанниками учителей начальных классов: Лидии Максимовны Кулабуховой, Анны Герасимовны Медведевой, Александры Ивановны Филимоновой, Любови Фёдоровны Скибинской, Любови Николаевны Петрюк, Антонины Ивановны Кондрашовой, Валентины Аркадьевны Шутовой, Ольги Петровны Лагутиной; Альвины Яновны Копыловой (это младшая дочь Яна Арно. Она родилась в 1940 году, окончила 10 классов школы № 2 и в 1958 году поступила в Кондровское педучилище на отделение начальных классов. В 1960 году Альвина Яновна вместе с группой уехала работать на целину, в Алтайский край. В 1963 году вернулась в Сухиничи и работала учителем начальных классов в школе № 4. В 1967 году Альвина Яновна вышла замуж и уехала по месту работы мужа в Москву. Она рано оставила жизнь из-за сердечного приступа во время прощания со своими воспитанниками. В Москве живёт её дочь). 
   Мне помогали в работе библиотекари Тамара Ивановна Козлова и Екатерина Константиновна Евграфова. 
   Какой сильный коллектив! 
   Хочется пожелать сегодняшним учителям и директору школы Ольге Павловне Потапчук здоровья, творческих успехов, продолжая создавать волшебный мир детства! 
   Радостно, что многие из наших выпускников после окончания вузов и средних специальных учебных заведений вернулись на малую родину, способствуя её развитию, став руководителями организаций, структурных подразделений, предпринимателями: Елена Гальцова (Пастарнакова), Валентина Никитова (Быкова), Елена Козлова (Лошакова), Елена Тихомирова, Валентина Муравьева (Пронина), Виктор Тимошин, Владимир Зуев, Игорь Гришин, Александр Карпов, Юрий Желнов, Владимир Елагин, Игорь Левшин, Владимир Рагозин, Андрей Гудилин, Галина Морозова, Игорь Соловов, Андрей Бойков, Елена Кулабухова, Дмитрий Злобин, Дмитрий Романов, Елена Таранина (Ефимова), Нина Кузнецова (Стрекалова), Елена Вельгус (Осина), Юлия Маркитанова (Кривошеева), Людмила Коломойцева (Петрова), Марина Параносенкова (Губина), Ольга Ильюшонок (Блинова)... 
   Алевтина Георгиевна ЛАВРИНОВА, бывший учитель русского языка и литературы, истории и обществознания средней школы № 4 
   Фото из личного архива А.Г. Лавриновой
Просмотров: 347

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Память жива в делах

    С 1953 по 1973 годы станцию Сухиничи-Главные возглавлял инициативный хозяйственник, почетный железнодорожник Георгий Адамович Пашинский, 1911 года рождения, оставивший о себе память добрыми делами.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Куда ведёшь,  тропинка школьная?

    Если задать вопрос бывшим выпускникам и сегодняшним учащимся одной из самых старейших школ города и района, то они, не задумаваясь, могут много рассказать не только об интересных внеклассных мероприятиях, но и перечислить имена знаменитых педагогов и выпускников, удостоенных высоких правительственных наград.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    «Робинзоны» из Сухиничей

    Лето- пора не только отдыха, но и посильного труда в хозяйствах нашего района. 13 лагерей труда и отдыха, пять учебно-производственных бригад работают в районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    На короткой волне

    В 21 час 10 февраля включилась в эфир для работы с радиостанциями Советского Союза радиостанция Середейской средней школы

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Утраченное наследие

    Одно из произведений архитектора М.Ф. Грановского в Калужской губернии - церковь во имя св. великомученика Георгия в селе Меховое Сухиничского района.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Из истории Сухиничской городской

    Облик современных малых городов России составляют пришедшие из глубины XIX века здания, которые являются своеобразными каменными или деревянными носителями исторической памяти народа. Многие из них функционируют и сегодня, хотя чаще всего не представляют художественной ценности. Но их присутствие помогает полному проникновению в архитектурную среду того времени и образует своеобразное обрамление для современных произведений провинциального зодчества.

    Комментарии: 0

Я - родитель

                                                                                


    

   

  Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!
     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на 1 полугодие 2020 г. – 270 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос