Я теперь вспоминаю, как песню, пионерский первый отряд…

Главная / Новости / Машина времени / Я теперь вспоминаю, как песню, пионерский первый отряд…
13.05.2017
   До войны в Маклаковском лесничестве Думиничского района жила большая и дружная семья Карпуниных. Задымил думиничские леса дым сражений с фашистами. В доме Карпуниных расположилось наше боевое охранение. Густой кустарник позволил подойти незаметно, и большая группа фашистов внезапно появилась у дома. Завязалась скоротечная и страшная рукопашная схватка. 
   Сын КАРПУНИНЫХ ИЛЮША в это время находился во дворе, около сарая. Фашисты его не видели. Оцепенев от ужаса, он смотрел, как гитлеровцы штыками кололи красноармейцев и его родных. С момента нападения прошли считанные секунды. Илюше они показались вечностью. Он тихонько открыл дверь сарая, выхватил из него лыжи и, как был в одной рубашке и без шапки, бросился в лес. Вслед хлестнула автоматная очередь, но лес, как добрый дед, уже закрыл Илюшу своими ветвями. 
   Бегству мальчика гитлеровцы не придали значения. Совершив зверскую расправу над красноармейцами и семьей Карпуниных, они свободно расположились в доме. Лес, который обступал его, молчал хмуро и грозно... 
   Илюша добежал до своих. Рота красноармейцев внезапно окружила дом, мгновенно были сняты немецкие часовые. Теперь под русскими штыками и автоматными очередями полегли на снег фашисты. Пришло справедливое возмездие. Через час над свежей братской могилой красноармейцы дали клятву нещадно мстить фашистам. Поднял руку, сжав в кулак, и Илюша. Он упросил командира взять его с собой. В самом деле, куда было идти ему, если он остался один? 
   Через несколько дней Карпунин сам попросился в разведку в деревню Маклаки, где стоял большой гарнизон гитлеровцев. Командир согласился, он понял желание Илюши действовать, мстить фашистам. Командир согласился и потому, что на мальчика гитлеровцы могли и не обратить внимания, и юный разведчик мог добыть ценные сведения о враге. 
   - Как же ты будешь действовать? — спросил Илюшу командир. 
   - А у меня в Маклаках друг Петька, вот мы с ним и вынюхаем все, - Илюша так смешно повел носом, что командир рассмеялся. 
   - Ну, раз ты старый следопыт, иди, только будь осторожен, - командир заботливо поправил на Илюше шапку. 
   Подошел старшина роты и сунул Илюше за борт ватника два пахучих армейских сухаря... 
   Петька удивился, когда во дворе своего дома увидел вдруг Илюшу, и, конечно, хотел спросить, откуда Илюша взялся? Раскрыл было рот, но спохватился, увидав Илюшкин кулак: во дворе стояла немецкая кухня, вокруг которой топталось двое фашистов. Друзья зашли в сарай, Петьку прямо распирало от любопытства. 
   - Я от наших, - прошептал Илюша, - понимаешь, пришел в разведку. У Петьки глаза стали, как шары. 
   - Вот здорово, а меня возьмешь с собой? 
   - Возьму, только чтоб молчок, как могила, понял?! 
   Пионеры пошли по деревне, она кишела гитлеровцами. Повсюду стояли огромные машины, бронетранспортеры. На ребят, действительно, никто не обращал внимания. Илюша ко всему присматривался, все замечал. За ним, как безмолвная тень, шел Петька, он был бледный от волнения. Вчера он один ходил по Маклакам просто так, от любопытства, и нисколечко не волновался, а сегодня другое дело — он уже разведчик. 
   Притихшие мальчики храбро продолжали обход деревни, все запоминая и высматривая. Дошли до конца деревни и прямо наткнулись на стоящие около хат танки. Для маскировки они были прикрыты соломой, снегом. У ребят даже дух захватило. Илюша, продолжая шагать, лихорадочно считал танки. Но он не знал, что за ними уже давно наблюдают два маленьких злых глаза. Не успели они подойти к церкви, как их остановил резкий оклик: 
   - Хальт! 
   Ребята остановились и повернули головы. К ним медленно приближался толстый офицер в черной шинели. У офицера все было толстое: ноги в начищенных сапогах, руки в перчатках, особенно толстым было лицо, с которого на ребят, не моргая, смотрели заплывшие жиром глаза. Начищенные сапоги остановились. Офицера и ребят сразу же окружили любопытные солдаты. Гестаповец, притворно улыбаясь, вдруг спросил с явной издевкой: 
   - Два русских молодых кавалер шел гулять, куда? 
   Ребята молчали. 
   - Может, у русских кавалер есть фрау? 
   Солдаты загоготали. Гестаповец что-то повелительно сказал им. Несколько рук сразу схватили мальчиков, стали ощупывать. Чья-то грязная лапа залезла к Илюше за борт ватника и вытащила два солдатских сухаря, которые ему дал в дорогу старшина. Офицер брезгливо, двумя пальцами взял сухарь, осмотрел со всех сторон, даже поднес к носу, ноздри у него зашевелились - от сухаря вкусно пахло русским ржаным хлебом. Гитлеровец резко повернулся к Илюше. 
   - Этот зухарь тебе дал русский зольдат и приказал: иди деревня смотреть, где немецки панцерн, где танк, да? 
   У Илюши словно оборвалось сердце: откуда этот толстый боров мог все так точно узнать? А тут еще эти сухари. Армейские сухари отличаются от домашних и цветом, и запахом, гестаповец эту разницу знал и насторожился. 
   Разговор закончился очень быстро. Поскольку ребята, несмотря на смертельный испуг, все же нашли в себе силы и молчали, их поволокли в какую-то холодную хату, начали бить. Ребята плакали, кричали от побоев, но упорно не признавались. Их даже водили на мнимый расстрел - вывели на улицу, поставили к стене лицом и дали поверх голов несколько автоматных очередей. Вы представляете, что испытали ребята за эти ужасные секунды?! Такая пытка смертью была излюбленной у фашистов. Но пионеры и на этот раз не признались. 
   Ночью у гитлеровцев вдруг начался переполох, поднялась стрельба, звонко раз, второй ухнула танковая пушка, застрочил пулемет, послышался лязг гусениц и рев мотора. Оказалось, что в деревню совсем неожиданно ворвался советский танк, выстрелами в упор разбил два немецких танка, поджег несколько автомашин, а когда из хат выбежали перепуганные фашисты, полоснул по ним длинной пулеметной очередью и исчез в темноте. Когда началась стрельба, ребята сумели выскользнуть из дома, но часовой все же их заметил, открыл огонь. Петя сразу был убит, а Илюше удалось скрыться. Он вернулся в свою часть, рассказал об истязаниях, передал все разведывательные данные, которые собрал вместе со своим погибшим другом. Илья скоро стал настоящим солдатом, участвовал в боях. Отважный пионер давно уже зовется Ильей Тимофеевичем Карпуниным, он — инвалид Великой Отечественной войны. 
   История жизни пионера МИШИ СИДЯКИНА, сына партизанского отряда, изобилует настоящими военными приключениями. Когда гитлеровцы оккупировали Калужскую область, в ряде районов: Сухиничском, Думиничском, Ульяновском — сразу же стали возникать партизанские отряды, в которых, как правило, были и комсомольско-молодежные группы. Была создана такая группа и в отряде «За Родину», которую возглавлял Иван Дубровский. В нее-то и попросился Миша. Партизаны посмотрели на маленького пастушка и отказали.
   Миша ушел к знакомым в Думиничи. В доме, где довелось жить Сидякину, расположились немецкие офицеры, они занимали лучшие комнаты, громко стучали сапогами, покрикивали на хозяев. Вечерами всегда шла попойка. В такие часы лучше было не попадаться на глаза пьяным фашистам: могли и застрелить. 
   Как-то поздно вечером, когда перепившиеся офицеры спали мертвецким сном, Миша тихонько пробрался к ним в комнату, осторожно взял со стола офицерскую сумку, пистолетную кобуру и так же тихонько выбрался из дому. Сердце колотилось от радости и страха. Он пришел в себя только в лесу, по пути к партизанам. В офицерской сумке оказались карты и какие-то важные документы. Конечно, с таким трофеем Мишу приняли в отряд, поняли, что в его груди бьется смелое и отважное сердце. Так Сидякин стал партизанским разведчиком. Сначала он выполнял несложные задания, потом стал ходить в деревни на связь с доверенными людьми отряда, а вскоре уже самостоятельно выполнял задания командира. 
   В деревне Хотьково обосновался староста-предатель. Обо всем, что делалось в округе, он доносил фашистам, выдавал врагу преданных Советской власти людей, следил за партизанами. Было решено уничтожить предателя. Выполнить приговор народа поручили трем партизанам. Они подкарауливали старосту-предателя много времени, но тот, видимо, почуяв опасность, остерегался выезжать из деревни. Тогда Миша добровольно вызвался покарать вражеского холуя. Юный разведчик пришел в деревню, целый день выслеживал фашистского ставленника. И лишь к вечеру встретил его на улице. По приметам это был он. Но чтобы не ошибиться, Миша спросил: 
   - Дяденька, ты ли староста? 
   Здоровенный мужик нехотя скосил глаза на мальчика, презрительно скривил губы. 
   - Ну я, чего тебе, сопляк? 
   - Мне бы переночевать где-нибудь, - нарочито жалобным голосом протянул Миша.
   - Пшел вон, бродяга! - мужик хотел пнуть мальчика ногой, но у него вдруг отвисла бородатая челюсть, глаза от смертельного испуга полезли из орбит - в упор на него смотрел черный зрачок пистолета, зажатого в руке Миши. Прямо в перекошенное от страха лицо Миша бросил гневные слова: «Смерть предателю!». Грохнул выстрел. Староста упал - справедливая партизанская пуля все-таки нашла черное сердце злобного врага. В деревне поднялся переполох, но след Миши уже простыл. 
   Другой случай, пожалуй, был единственный за все военные годы на территории нашей области. В деревеньку Озерны (сейчас она в Ульяновском районе), где жила семья Миши, юный разведчик ходил по ночам на встречу с верными людьми, получал от них разведывательную информацию для отряда. Иногда заворачивал на минутку домой, когда дома не было его родителя. Дело в том, что отец Миши продался фашистам. Вот ведь как иной раз бывает в жизни: сын - партизан, а отец - гитлеровский прихвостень. Советская школа, дружный пионерский отряд, советская жизнь воспитали Мишу настоящим советским патриотом, а у его отца где-то глубоко в душе все долгие годы таились семена прошлого. Пришли в Озерны фашисты, и эти зерна дали свои ядовитые всходы - отец Миши, человек с подленькой душой, продался гитлеровцам, стал доносить на односельчан и очень рассвирепел, когда узнал, что Миша сбежал из дому к партизанам. 
   Представляете, какой могла оказаться встреча при таких обстоятельствах?! 
   И такая встреча все же состоялась. Она произошла неожиданно. При очередном посещении деревни Миша рискнул зайти домой, родитель оказался дома и к тому же сильно пьяный. Миша переступил порог хаты и сразу остановился. За столом, заваленным огрызками огурцов, вареной картошки, перевернутыми чашками, сидел за бутылкой самогона его отец, обросший, с опухшим лицом и воспаленными глазами. Видимо, здесь только что гуляли полицаи. В хате никого не было. Страх перед пропойцей-отцом, впитавшийся в душу с малых лет, приковал ноги Миши к полу. Он молча стоял у порога, держа правую руку с автоматом за спиной, чтобы не увидел отец. 
   - А... партизаны ко мне пожаловали в гости, прош-у-у! - с трудом ворочая языком, хриплым голосом проговорил отец. 
   - Давно вас ждем. И встречу приготовили. 
   Лицо его налилось злостью, он протянул к лавке руку, и в свете коптилки тускло сверкнул ствол карабина. 
   - Рассказывай, сучий сын, где партизаны, иначе... - ствол карабина, покачавшись, уставился прямо в грудь Миши. 
   - Нет, не скажу. 
   - А, гаденыш... - грохнул выстрел, но полицай опоздал. Чутье разведчика сработало мгновенно. 
   Миша отскочил в сторону и, уже не раздумывая, полоснул автоматной очередью по отцу-предателю... Миша, не помня себя, выскочил из хаты и скоро был в лесу. Душу охватила тягостная боль. Если бы раньше, до войны, Мишу спросили: может ли он убить родного отца, безусловно, он сказал бы, что нет, хотя отец частенько бил его, истязал и мать.
   И вот он его убил. Все еще держа автомат в правой руке, Миша стоял в лесу, а перед глазами был человек с оскаленным ртом, наставивший на него карабин. Нет, это был не отец, - это был злобный и опасный враг, готовый отдать весь партизанский отряд в руки фашистов. И он убил его, он должен был это сделать. 
   Эти мысли сняли с души тяжесть. Миша словно опомнился. Вокруг молча, словно прислушиваясь к учащенному биению Мишиного сердца, стоял лес. 
   Скоро Миша прибыл в отряд и все рассказал командирам. Они поняли, какая буря пронеслась в душе Миши, когда он совершил свой справедливый приговор над предателем-отцом. С тех пор все партизаны отряда оказывали Мише особое уважение и относились к нему, как равный к равному. В начале 1942 года фашисты начали новую карательную операцию. И здесь Миша проявил себя бесстрашным и сметливым воином. В ожесточенном бою был убит пулеметчик, а цепь фашистов была уже близка. Миша схватил замолкнувший пулемет и в упор резанул по цепи солдат в шинелях лягушачьего цвета... 
   За боевые заслуги перед Родиной смелый юный разведчик был награжден орденом Красной Звезды. А вскоре в леса, где действовал отряд, пришла Красная Армия, и Мишу зачислили в полк. Осенью, после тяжелого ранения, он демобилизовался по состоянию здоровья. Однако его беспокойное сердце не могло согласиться с жизнью в тылу, когда боевые друзья сражались на фронте. Он опять добровольцем ушел громить фашистов. Пал смертью храбрых в 1944 году.
   И. ЛАПШИНА, методист ДДТ (Продолжение следует).
Просмотров: 1074

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос