Полезные ссылки
|
Народный театр в Сухиничах01.04.2017 Театр во все времена был носителем культуры, влиял на сознание людей, объясняя мир, воспитывая нравственные качества, поднимая различные философские вопросы, тем самым способствуя формированию тех или иных качеств, необходимых обществу, и всегда откликался на любые изменения в социально-политической жизни страны.
В нашем городе есть народный театр со своими традициями, репертуаром, актерами. А много ли мы знаем о нем, о том, как он создавался, кто стоял у его истоков? А ведь у Сухиничского народного театра богатая история.
История театра в России
У России великое культурное наследие.
Культура слова постоянно развивалась и имела огромное значение для развития культуры народа. Первые актерские работы были связаны с языческими обрядами и не являлись театральными представлениями, а носили религиозный характер. А чего стоят песни безвестных Баянов, которые заставляли слушателей сопереживать героям, вместе с ними переживать минуты боя, огорчаться поражениям любимых князей.
Гораздо позже появились бродячие артисты из нищих и бродяг, которые не имели постоянного репертуара. Свои представления они показывали ради возможности прокормиться. Впоследствии для их представлений были выделены определенные места и определенное время. Чаще всего это происходило на ярмарках один или два раза в год. Место, на котором проходило представление, носило название «балаган» и чаще всего собирало людей низших сословий. Поэтому такие представления нередко заканчивались драками. От этого и пошло второе значение слова «балаган» - нечто грубое, шутовское, пошлое, непристойное.
Только в XVIII веке появился первый официальный российский театр. И сам термин «театр» появился лишь в XVIII веке. Театр имел постоянный состав актеров, свой репертуар, здание. Люди получили возможность приобщаться к культуре слова через игру актеров. Нередко на сцене ставили пьесы на злобу дня.
Распространенным явлением в царской России были домашние театры. Нередко в них играли талантливые крепостные артисты. Самых способных нередко забирали в императорские театры. Таким образом, театр стал играть огромную роль в культурной жизни страны.
Становление театра
в Сухиничах
Судьба Сухиничского народного театра неразрывно связана с историей страны.
Сухиничи - большое торговое село (с 1840 года Сухиничи являются городом) славилось своими ярмарками, трактирами, крупными базарами. Именно ярмарочные площади становятся сценическими площадками, а продавцы и покупатели - первыми зрителями.
Когда совершался торг - это было целым представлением, итогом которого был общий магарыч, и все посредники-помощники шли в трактир. Праздничное разноголосье ярмарки, вкусы купцов явились питательной средой для такого жанра, как театр или лицедейство. И кто же первый надоумил при Вольном пожарном обществе города Сухиничи поставить спектакль, - неизвестно. Но с тех пор сухиничский народ приобщился к магии театра. Каждый житель маленького городка - либо артист, либо зритель. К тому же и помещики в праздники устраивали представления, привлекая крестьян. Так пожарное общество стало колыбелью нашего народного театра.
В конце XVIII - начале XIX века немаловажную роль в развитии культуры в городе сыграл местный дамский купеческий кружок, в состав которого входили Лидия Николаевна Галкина, Елизавета Александровна Смоленова, Мария Андреевна Макарова, Ксения Александровна Соломатникова, Пелагея Ефимовна Любина, Александра Иосифовна Захарова, Анисья Прохоровна Стриленская, Александра Григорьевна Марина, Елизавета Алексеевна Марина, Анна Захаровна Усачева. О круге интересов и его постановках не сообщается. Упоминание связано с тем, что члены кружка написали ходатайство «о разрешении учредить в г. Сухиничи комитет общества Красный Крест»1.
Другой кружок любителей драматического искусства периодически давал спектакли. Об одном из спектаклей, организованных в пользу Сухиничского вольно-пожарного общества, сообщается следующее: «Ставили: «Сыщик», комедию-фарс Мясницкого… Большая часть аплодисментов выпала на долю г-на N, который играл роль Долговязова, штабс-капитана в отставке, который во всех 3-х действиях играл свою роль безукоризненно хорошо, а также отчасти и госпоже Е.Д. Галкиной в роли няни2.
Первые драмкружки стали прародителями современных театров.
Театр в советское время
Во второй половине 30-х годов, к моменту образования Сухиничского района, на территории проходит большая агитационно-массовая работа. Это связано с исторической необходимостью провозглашения новых условий и ликвидацией неграмотности среди населения. Процессы становления новой жизни требовали своих глашатаев и певцов, театр как никогда был нужен.
В 30-е годы в Сухиничах были созданы неформальные объединения «Сокол» и «Огарки», общество любителей артистов, работал и добровольный драматический кружок. Интеллектуальная жизнь в Сухиничах била ключом в физкультурном и пожарном обществах. Репертуар того времени был вполне актуальным, направленным на воспитание патриотизма, поднятия духа трудового народа. Ставили пьесы «Шторм», «Инженеры», «Красный орленок», «Чудесный сплав» и другие.
Трудное время 1937 года коснулось и Сухиничей. В это время в городе при городском парке работал духовой оркестр и «Добровольный драматический кружок» - так он назывался.
В 1937 году коллектив кружка написал пьесу о войне женщин и мужчин. НКВД уследило в этой пьесе крамолу на Советскую власть. Члены этого кружка: А. Красавин, директор кинотеатра, Валентин Миллер, бухгалтер типографии, Капитон Хомутов, буфетчик рынка, Е Садовский, технический руководитель Пеньковского завода № 107, Александр Дмитриевский, экономист отделения Госбанка, были расстреляны. Василий Котельников, Александр Усачев осуждены на 10 лет. Все они обвинялись «в участии в эссеровской группировке и антисоветской агитации»3.
Послевоенный театр
Только через 10 лет, в 1947 году, возродился драмкружок. Послевоенное время - это становление сегодняшнего народного театра. Труппу послевоенного народного театра составляли влюбленные в свое дело люди, артисты из народа - Э.С. Дрожжина, Н.И. Евтухов, З.Г. Солдатова, Паршинов, К. Петров и многие другие. Характерно, что первый кружок, созданный в РДК, - драматический. В 1947 году Э.С. Дрожжину назначают директором РДК. Страстно увлеченная театром, она в средней школе № 1 поставила первый спектакль «Старые друзья».
Прослышав, что в Думиничах живет Надежда Францевна Чекмарева, Эра Сергеевна поехала уговаривать ее стать руководителем кружка. Таким образом у кружка появился талантливый руководитель. Под ее началом играют замечательные артисты - А.Козырев, супруги Мишины, Н. Евтухов. Приезжает в район инструктор райкома партии с женой, профессиональной артисткой. Ее устраивают директором РДК. Э.С. Дрожжина переводится в среднюю школу № 1, где работает пионервожатой. В это время Надеждой Францевной Чекмаревой были поставлены пьесы «Медведь» по А.П. Чехову, «Домик на окраине», «Огненный мост».
Театр Эры Милицкой
С 1953-го по 1989 год полноправной хозяйкой драмкружка становится Эра Сергеевна Милицкая (Дрожжина). В это время под ее руководством были поставлены спектакли по пьесам А. Пушкина «Цыганы», А. Толстого «Власть тьмы», К. Тренева «Любовь Яровая», Б. Лавренева «Разлом»,
А. Макаенка «Трибунал», А. Островского «Женитьба Бальзаминова» и др. Всего ею поставлено более 30 спектаклей.
Из воспоминаний А.С. Оконишникова: «В 1971 - 1972 годах коллектив театра вместе с режиссером Э.С. Милицкой поставил перед собой сложную задачу - сыграть на районных подмостках пьесу Пушкина «Цыганы». Мне дали роль Алеко, а моей Земфирой была профессиональная актриса театра «Ромэн» - Валентина Вишневская. Было много находок, поисков, волнений. В спектакле было много цыганских песен, зажигательных плясок, где свое искусство показывал Дуфуня Вишневский. Мы целиком отдавались работе, верили каждому слову режиссера, в итоге к нам пришел успех. Это окрылило и дало уверенность в своем деле»4.
Эра Сергеевна удивительно тонко могла подбирать людей на ту или иную роль. Для нее постановка спектакля была не просто представление, а показ жизни людей с их переживаниями, страстями, пороками, горестями и радостями. Эра Сергеевна могла пригласить на роль людей, которые совершенно никакого отношения к театру не имели. И всегда это был головокружительный успех. По праву Эре Сергеевне Милицкой присвоено звание «Заслуженный работник культуры». А в 1967 году коллективу присвоено высокое звание «Народный театр». Под ее началом в театре играли замечательные артисты: С. Филиппова, Н. Крысаева, Г. Милицкий, О. Рудакова, В. Федюков, Ю. Юдов, В. Юрьев, С. Князев, Е. Бабак, Л. Артамошкина.
Наталья ПЕТРУХИНА, 10 класс,
средняя школа № 2,
руководитель - Т.Ю. Плохова,
заместитель директора средней школы № 2,
2013 г.
1 Календарь губернских новостей.
2 Календарь губернских новостей, №15, 1908 г.
3 Выписка из протокола 1937 г.
4 Газета «Организатор» №38, 28.03.1996 г.
Продолжение следует.
Просмотров: 2122
КомментарииОставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Все новости
Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»! Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. |
Народные новости
Лента новостей
22.04.2024 Калужская область на ИГРАХ ГТО- 2024 в Сочи 15.04.2024 ГТО: Полезные минералы 07.04.2024 Весна призывает в строй 29.03.2024 Помощь фронту: обратная связь 29.03.2024 «Семейные традиции» – Всероссийская акция, в которой приглашают к участию жителей Калужской области Опрос
|
Сетевое издание «Организатор.ru» Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. 16+
|
Все материалы, опубликованные на настоящем сайте, принадлежат МАУ «Сухиничская редакция газеты «Организатор». Любое использование допускается только при согласовании с редакцией и обязательной гиперссылкой на сайт. |
Издатель и учредитель: МАУ "Сухиничская редакция газеты "Организатор" Адрес редакции: 249270 Калужская обл., Сухиничский район, div >
|