Главный командир

01.08.2021
Главный командир
   Все профессии нужны и все профессии важны, особенно на железнодорожном транспорте. Но одна из них считается самой важной и ответственной – дежурный по станции. 
   Почти 20 лет из общего трудового 31-летнего стажа работы на железнодорожном транспорте ей верна Ирина Журавлёва. 

   Наступило новое десятилетие. Шёл 1990-й год, когда Ирина (тогда ещё у неё была девичья фамилия Леоничева) восемнадцатилетней девчонкой пришла устраиваться на железную дорогу. 
   – На работу меня взяли сразу. Из кабинета начальника я тут же пошла оформляться. Сначала списчицей вагонов поставили, потом назначили конторщицей, после – оператором станции и в итоге перевели в дежурные по станции, – коротко пробежалась по своей трудовой биографии железнодорожница с более чем 30-летним стажем. 

   По стопам отца 
   Оглядываясь назад, она ведь и представить не могла, что переступит железнодорожный порог раз и, судя по всему, навсегда и продолжит династию железнодорожников, которая начинается с её папы Виктора Георгиевича Леоничева.
   Ире с пелёнок знакомы и железнодорожные профессии, и основные понятия, связанные с этой отраслью. 
   – Отец часто брал меня с собой на уборку снега. Я совсем маленькая была, лет пять, не больше. Он на снегоборьбе, а я в машине сижу жду его. Почему-то запомнились моменты: ночь или поздний вечер, зимой же рано темнеет, заснеженные станции, заметённые пути, люди с совковыми лопатами… А ещё я с ним деньги ездила развозить по станции. Тогда мотриса ходила – маленький такой вагончик, и вот на ней мы путешествовали, – вспоминает она своё детство, которое нередко проводила на станции. 
   Ира – самая младшая в семье. Виктор Георгиевич и Нина Алексеевна Леоничевы воспитали троих детей. Старшая сестра Ирины Галина живёт в Кирове, работает главным бухгалтером, а брат Валерий, как и она и когда-то их отец, также трудится на железнодорожном транспорте в Сухиничах. 

   Только вперёд! 
   За три десятка лет работы на железнодорожном транспорте Ирина Журавлёва привыкла к посменному графику работы и в особенности к ночным сменам. А в начале своего трудового пути, как она призналась, страх всё же окутывал её и в большей степени от того, что с работы и на работу приходилось ходить пешком по тёмным улицам. Благо железнодорожников тогда было много, и попутчики всегда находились. 
   На должность дежурного по станции Ирину назначили спустя 12 лет работы на железнодорожном транспорте: предложили, а она, не раздумывая, согласилась перейти на вакантное ответственное место. Правда, с небольшим условием, которое ей поставило руководство. 
   – Мне тогда сказали: «Когда обучишься этой специальности, тогда и будешь получать зарплату дежурного». Себе я дала установку, что обратной дороги у меня нет, нужно двигаться только вперёд. Я была уверена, что у меня всё получится! И с наставником, дежурным по станции Грихиным Александром Викторовичем, мне повезло. Вот это человек был, я бы даже сказала – человечище, настоящий профессионал! – с гордостью отозвалась о своём бывшем коллеге его преемница. 

   От ученицы до профессионала 
   В тот же год она окончила Всесоюзный заочный техникум железнодорожного транспорта министерства путей сообщения и получила диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте, техник-организатор на железнодорожном транспорте». 
   Совмещать заочное обучение с работой оказалось непросто, тем более что у молодой женщины подрастал сын, но она справилась. 
   Дежурный по станции – сменный помощник начальника станции. Во время смены (длится она 12 часов) Ирина Журавлёва и её коллеги отвечают за безопасность и бесперебойную работу всей станции. На них лежат обязанности приёма, отправления, пропуска грузовых и пассажирских поездов, а также маневровые работы. 
   Чтобы обыватель мог оценить сложность этой профессии, труженица стальных магистралей объясняет всю суть её профессиональной деятельности простым примером: «Машинист управляет только своим локомотивом, а в моём оперативном подчинении с десяток машинистов, ведущих каждый свой локомотив, и всех их я должна принять или отправить по нужному пути в нужном направлении. Помимо них ещё составители поездов, сигналисты, путейцы, осмотрщики вагонов, электромеханики и другие железнодорожники». 

   В центре внимания 
   Рабочее место дежурного по станции чем-то напоминает центр управления полётами: кресло с высокой посадкой, огромный пульт-манипулятор со множеством кнопок и переключателей и выносной пульт-табло. А ещё здесь умещается несколько журналов и телефонных аппаратов, которые предназначены для служебных переговоров по поводу движения поездов, по организации маневровой работы и громкоговорящая парковая связь. 
   Одновременно дежурному по станции приходится выполнять несколько операций. 
   – Наша работа, как военная служба, – делает сравнение железнодорожница. – Никаких промахов не должно быть. Когда случаются нестандартные ситуации, даётся буквально мгновение, чтобы из всех возможных вариантов принять единственно верный. На ошибку мы не имеем права. Дежурный по станции должен мгновенно оценить ситуацию и принять единственное правильное решение. Мы в любом случае обязаны обеспечить безопасность движения поездов, сохранность перевозимых грузов и пассажиров. 
   Нештатная ситуация была и у Ирины в первые годы её работы дежурной по станции. 
   – У нас с Грихиным тогда отключилась вся чётная горловина. Напряжение есть, а сигналы не работают. А у нас две пачки пассажирских поездов и за ними небольшая кучка. Меры по устранению неисправности принимались оперативно, благодаря этому поезда прошли с опозданием к графику на 9 минут, – поведала случай из своей практики железнодорожница. 
   Как говорится, с кем не бывает, тем более если это произошло не из-за человека, а из-за технических неполадок. Поэтому не всегда, когда поезда опаздывают, виноват машинист, возможно, где-то дежурного по станции – главнокомандующего движением на железной дороге – подвела автоматика. Главное – вовремя это заметить и устранить неисправность.

   Скоростным – дорогу 
   Ирина Журавлёва с коллегами стараются работать так, чтобы на станцию Сухиничи-Главные поезда и электрички приходили и отправлялись вовремя. Даже сейчас, когда на вокзале и перроне продолжается ремонт. 
   – У меня есть связь с руководителем работ, и я заранее предупреждаю его о движении поездов. К обозначенному времени они освобождают нужный путь для прохож-дения скоростного поезда. Это электрички и товарняки мы можем принимать на другие пути, а скоростные, такие как, например, поезд «Брянск-Москва» или «Москва-Брянск», должны следовать только по главному – первому или второму, – поясняет специалист. 
   Станция Сухиничи-Главные, относящаяся к Брянскому отделению, – одна из немногих в России и единственная в Калужской области, где происходит стыкование различных родов тяги: линий, электрифицированных на постоянном и переменном токе. Именно здесь происходит смена электровозов, и этот процесс также контролируется дежурным по станции, который, как дирижёр большого оркестра, руководит всем, что происходит и должно происходить на станционных путях. 
   За профессионализм Ирина Журавлёва не раз была представлена к награде, в её копилке есть Благодарность начальника Московской железной дороги и Почётная грамота администрации Сухиничского района, а сегодня, 30 июля, накануне Дня железнодорожника, появилась ещё одна – свидетельство о занесении её портрета на Доску почёта «Трудовая слава Сухиничского района». 

   Праздничный август 
   День железнодорожника для труженицы – не только профессиональный, но и семейный праздник: иногда он выпадает на её День рождения, а ещё супруг Александр и сын, тоже Александр, – железнодорожники. 
   – Я думала, что сын пойдёт учиться в Бауманский, а потом на семейном совете решили: пусть лучше в техникуме железнодорожном отучится. Так в семье появился ещё один железнодорожник. Он сейчас в Бекасово работает, руководство его ценит, у него уже две награды есть, одна из которых «Лучший по профессии», – гордится Ирина успехами своего сына. Для неё, как и для любой матери, он продолжает оставаться маленьким, хотя у Александра уже давно своя семья и две дочки. 
   – Помимо того, что я мама взрос-лого сына, моей доченьке Верочке скоро исполнится 6 лет. Я бабушка двух очаровательных внучек: 7-летней Софийки, она, мне кажется, по характеру моя копия, такая же целеустремлённая, и 3-летней Лизоньки. Одинаково их всех люблю, – с умилением говорит она о своих детях. 
   Надежда ВАСИЧЕВА Фото автора
Просмотров: 2057

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос