Точку ставить рано!

Главная / Новости / Человек и его дело / Точку ставить рано!
04.03.2017
Точку ставить рано!
   Анатолий Павлович Симоненков - грамотный и эрудированный руководитель средней школы № 1, настоящий аналитик, глубоко знающий проблемы образования и воспитания... Опытный учитель математики, в совершенстве владеющий своим любимым предметом... И просто – интереснейший собеседник, приятный в общении, умеющий слушать и понимать... То, что он – одна из ярких, наиболее авторитетных личностей в Сухиничском районе, Симоненков доказывал не единожды... 
   И накануне трех юбилейных дат 2017 года - 100-летия средней школы № 1, 20-летия директорства и личного юбилея Анатолия Павловича, состоялась встреча журналиста «Организатора» с А.П. Симоненковым, на которой они еще раз перелистали страницы его биографии и поговорили о пути в профессию, о сегодняшней жизни самой большой в нашем городе школы. - Когда вы поняли, что учительская стезя - ваше призвание, Анатолий Павлович? 
   - Путевку в жизнь, если так можно выразиться, мне дал мой любимый классный руководитель Шлипповской средней школы Юрий Федосеевич Морозов, который пользовался огромным авторитетом и как учитель, и как человек. Он и посоветовал поступать в педагогический институт. Я любил астрономию, физику, математику, хотел прививать эту любовь и другим... До сих пор благодарен своему наставнику за подсказку. Мы встречаемся с Юрием Федосеевичем, хотя сейчас он на пенсии, живет в Суворове, вспоминаем, говорим о нынешней школе... 
   - Ваши первая школа и первый урок? 
   - Получив диплом, я уехал по распределению в Чечню. Хотелось посмотреть страну, получить новые впечатления... И ни разу не пожалел, хотя задержался там на целых 15 лет! 
   Первый учительский опыт состоялся в Октябрьской школе № 2 Шалинского района республики. Школа большая, более 1000 учащихся, а я – самый молодой из всех педагогов... Сразу же дали классное руководство. С ребятами из моего первого в жизни выпуска много лет поддерживаю связь, мы перезваниваемся, общаемся по скайпу. Им было интересно учиться азбуке Морзе, игре в шашки, заниматься волейболом – все это было близко мне с юности, и я стремился научить ребят всему, что знал и умел сам. 
   Эта первая ступенька в карьере дала мне многое в становлении как педагога. Затем была другая школа, в Чири-Юрте, где уже через 5 лет я стал директором. 
   В Чечне я встретился со своей будущей супругой, Мариной Валентиновной, тоже педагогом, в семье появились дети. 
   А урок свой первый тоже помню: он прошел, в общем-то, обыденно, с простого знакомства с классом и какой-то темы. Потом уже, за долгие годы, было много уроков - и менее, и более удачных. Но ко всем урокам я всегда готовлюсь основательно. 
   - Вы упомянули о шашках. Кто научил вас играть? 
   - Это со школы... Еще с Немерзской, где учился до 9 класса. В газете «Знамя» А.П. Золотин вел рубрику «Чудо-шашки», я заинтересовался, начал решать задачи. Стал занимать призовые места в турнирах, получил второй, а уже в институте - первый разряд, стал кандидатом в мастера спорта по русским шашкам. И до сих пор не расстаюсь с ними – играю сам, учу этому своих воспитанников... Многие из них стали разрядниками, подтвердили звание кандидатов в мастера спорта. 
   - Что, на ваш взгляд, особенно важно для учителя-предметника, Анатолий Павлович? 
   - Знать предмет, любить, гореть им. Учиться постоянно! Педагог ведь заканчивается тогда, когда перестает учиться сам. Этого нельзя допускать, если работаешь в школе! Учителю математики - постоянно решать задачи повышенной сложности: это очень важно, чтобы быть в хорошем профессиональном тонусе. Стремиться быть интересным детям, увлечь их предметом, настраивать на активное участие в олимпиадах. В общем, делать как можно больше, чтобы ребенок знал и любил предмет. И здесь для учителя нет предела совершенству! Хотя, конечно, порой не все зависит от педагога – есть ученики, которые в силу своих особенностей просто не могут хорошо успевать по предмету – и с этим ничего не поделаешь, как ни старайся... А если есть у ребенка дар, то необходимо всеми силами помогать развивать его, и тогда будут победители олимпиад, приносящие славу себе и школе, такие как братья Колесниковы, Слава Сусленков, Катя Алпатьева, Вадим Шевяков и многие другие талантливые ученики школы № 1. На протяжении многих последних лет наша школа в первой пятерке лидеров в регионе по итогам олимпиад школьников. А это зависит, в первую очередь, от педагогов-предметников... 
   - Ваши любимые ученики – это всегда отличники? 
   - Да что вы, нет! Конечно, с теми, кто прекрасно успевает, жаждет повышать уровень знаний, общаешься больше волей-неволей. Но я ценю в детях не только это, но и многие другие качества, которых порой нет в отличниках. Бывает, слабый ученик тебе по духу ближе, чем более сильный. И в жизни сильные ученики иногда менее удачливы, чем те, кто имеет не очень высокие оценки... 
   Всю жизнь учусь у своих воспитанников - добру, отзывчивости, порядочности. Дети ведь не умеют держать камень за пазухой. Мне особенно близки такие качества, как усидчивость, стремление идти вперед. Для учителя большое счастье видеть, если ученик превосходит своего наставника! И я с удовольствием наблюдаю за успехами наших выпускников, а они есть не только у отличников и медалистов... Важно ведь, чтобы каждый ребенок нашел в этой жизни свое место, выбрал то, что ему ближе и интереснее, и преуспел в этом, не разочаровался. 
   - Кто вы сейчас больше по сути - директор или учитель? 
   - Это довольно сложный вопрос. С первых лет педагогической деятельности я много совершенствовался как педагог-предметник, неустанно трудился, впитывал лучшее от более старших коллег, выписывал предметный журнал, покупал огромное количество книг с оригинальными, старинными, олимпиадными задачами, вел олимпиады заочные, такие как, например, «Кенгуру» и другие, стремясь вовлечь в математику как можно большее количество ребят, вселить в них уверенность в свои возможности... Да и сейчас это одна из составляющих моей учительской работы. 
   Но, будучи много лет руководителем образовательного учреждения, все больше ловлю себя на мысли, что в этой деятельности есть еще немало непознанного, несмотря и на большой все-таки опыт... И уж в одном я убежден точно: директор обязательно должен вести уроки, достигать высокого результата и иметь моральное право требовать того же от своих коллег. Хотя по этому поводу много споров сегодня. Да, директор обязан быть успешным менеджером, развивать и совершенствовать свое учреждение, но он должен еще обязательно быть и успешным учителем. 
   - Вы строгий руководитель, Анатолий Павлович? 
   - Думаю, не слишком. Хотя могу потребовать в довольно жесткой форме. Но я отходчивый, умею признавать свои ошибки, и, если случается какой-либо конфликт, очень переживаю, переосмысливаю происшедшее, анализирую. Значит, что-то сделал не так, что-то не предусмотрел в ситуации. Это касается общения и с учащимися, и с учителями. 
   - Чем отличается ваша школа сегодня от той, в которую вы пришли почти 20 лет назад? 
   - Прежде всего, она была и остается вторым теплым домом для коллектива учеников и педагогов, у нее немало замечательных традиций, которые продолжают жить и приумножаться. Мы все очень любим нашу замечательную школу, из которой за целый век существования вышло столько талантливых и просто хороших людей! 
   Но это уже и совсем другая школа, с современным оборудованием, выходом в Интернет, реконструированная, школа, в которой можно получать отличные знания и развивать способности в спорте, творчестве... А какие у нас медицинский и отдельно стоматологический кабинеты, спортивные залы, столовая! У нас хорошая материально-техническая база, созданная при поддержке руководства района, родителей и всех, кто любит школу. И пусть она долгожительница, но по-прежнему молода, полна творческих поисков и находок! Может, это и потому, что мы свято храним все то лучшее, что создавалось нашими предшественниками, и стремимся к тому, чтобы наши сегодняшние педагоги и ученики с гордостью говорили: «Я - из средней школы № 1!» 
   Когда я пришел сюда, сразу же поставил перед собой задачу: не нарушать ни одной школьной традиции. Так было и так будет! 
   - Считаете ли вы свой коллектив единой сплоченной командой, Анатолий Павлович? 
   - Это на самом деле так. Каждый день более 40 педагогов приходят сюда не просто передать свои знания ученикам, а научить их самим эти знания добывать (это требование сегодняшнего дня), приходят, чтобы учить наших подопечных, а их сегодня 444, добру, милосердию, патриотизму и другим лучшим человеческим качествам. 
   У нас абсолютное большинство педагогов – учителя от Бога. Многие имеют почетные звания, награды, более 70 процентов - высшую и первую квалификационные категории... Один в поле не воин – в этом я убежден твердо! О многих педагогах писала районная газета, а кто-то, я уверен, еще станет героем журналистских публикаций. Они этого заслужили! 
   - Когда и как собираетесь отмечать юбилей школы? 
   - Уже начали готовиться, но празднества пройдут в октябре. Думаю, что во Дворце культуры, чтобы сделать юбилей особенно запоминающимся. Предложим вниманию гостей выставочные экспозиции, хорошую программу. Надеемся, что получится интересно. 
   - Анатолий Павлович, при таком напряженном рабочем ритме зачем вам депутатская деятельность? 
   - Много в жизни вопросов, волнующих родителей, коллег, и их нужно решать на более высоком уровне. Приятно, что в Сухиничском районе все ветви власти работают на одну общую задачу: повышение уровня жизни наших земляков, и я рад, что мои знания и опыт востребованы в депутатской деятельности, которую мне доверяют избиратели уже не первый созыв. 
   От автора 
   В странах Востока слово «Учитель» пишут с большой буквы. Ведь это служение, не знающее, в общем-то, каникул и перемен. 
   И пусть еще долго-долго ведет за собой коллектив школы № 1 Анатолий Павлович Симоненков – директор и Учитель с большой буквы. Точку, право, ставить рано – впереди столько творческих задумок, которых хватит на многие годы! 
   Ирина ЧЕРКАСОВА Фото Геннадия СКОПЦОВА 

   Визитная карточка 
   Анатолий Павлович Симоненков - заслуженный учитель Российской Федерации (1998 г.). В 2012 году был занесен на Доску почета «Трудовая слава Калужской области», в 2016 году - на Доску почета «Трудовая слава Сухиничского района». Депутат Районной думы четырех созывов, заместитель главы МР «Сухиничский район». 
   Общий трудовой стаж в педагогике – 43 года, почти 20 - директор средней школы № 1. За это время школа вписана во всероссийскую книгу «Одаренные дети России», стала одним из первых победителей национального проекта «Образование», занесена на Доску почета «Лучшие школы Калужской области» министерства образования и науки региона, становилась победителем всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. А.П.Симоненков награжден медалью «За вклад в образование», другими престижными наградами.
Просмотров: 1715

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос